Поленов, Василий Дмитриевич


Васи́лий Дми́триевич Поле́нов (20 мая [1 июня1844, Санкт-Петербург — 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) — русский живописец, один из наиболее значимых художников пореформенной эпохи, педагог; мастер исторической, пейзажной и жанровой картины, новатор техники пленэра. Академик (с 1876), профессор (с 1892) и действительный член (с 1893; по новому уставу) Императорской Академии художеств. Член Товарищества передвижников (с 1878). Народный художник РСФСР (1926).

Василий Поленов и его сестра-близнец Вера были первенцами в многодетной, культурной дворянской семье. Он родился 20 мая (1 июня1844 года в Санкт-Петербурге. Его отец Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика русской словесности Василия Алексеевича Поленова, внук Алексея Яковлевича Поленова, юриста и правоведа XVIII века, был известным дипломатом, археологом и библиографом. Мать Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью; в молодости она брала уроки у академика К. А. Молдавского, ученика Карла Брюллова. Дядя художника М. В. Поленов (1823—1882) был сенатором, одним из реформаторов судебной системы Российской империи.

Первые детские впечатления Поленова о девственной природе были связаны с Олонецким краем. Родители привезли Поленова в имение Имоченицы в Олонецкой губернии, когда ему исполнилось десять лет. Свои впечатления об этом восхитительном уголке вепсской природы художник воплотил в картинах: «Холмы» (1861), «Закат» (1869), «Северная изба» (1870), «Переправа через реку Оять» (1872). Ряд картин художник посвятил Имоченицам: «Усадьба в Имоченицах», «Имоченицы зимой», «Бабушкин сад». Всего здесь он написал 37 картин.

Однако самыми яркими детскими впечатлениями были поездки в Ольшанку Тамбовской губернии[1][2], где находилось родовое имение[3] его бабушки по материнской линии Веры Николаевны Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Николая Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Гаврилы Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы с серьёзными темами для работ («Суд царя Соломона», «Иисус Навин у стен Иерихона» и др.), присуждая как в академиях, за лучшую работу «медаль»[4].

Наиболее одарёнными среди детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с П. П. Чистяковым стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856—1861 годах, сам будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры.