Полицейский роман


Полицейский роман (англ. police novel, также англ. police procedural, полицейский детектив, в СССР и некоторых странах бывшего соцлагеря — милицейский детектив[1]) — жанр литературного произведения, лежащий на стыке детектива и производственного романа.

В полицейских романах, как правило, отсутствует многоуровневая дедукция, в отличие от классического детектива герой которого (независимо от профессии) — одиночка, оружие которого — наблюдательность, аналитические способности и жизненный опыт («маленькие серые клеточки» Эркюля Пуаро), сыщик из «полицейского детектива» — часть системы правоохранительных органов[2][3].

Герой полицейского романа как правило достаточно зауряден, он обычный работник розыска и не претендует на гениальность. В отличие от классического детектива, здесь часто изображается его личная жизнь (нередко — не лучшие её стороны, такие как алкоголизм, измены супруге и развод, и т. д.), при этом какие-то её эпизоды могут так или иначе пересекаться с криминальным сюжетом книги[4].

Отдельная разновидность полицейского романа — судебно-медицинский триллер (англ. forensic pathologist procedural). В этом поджанре работают, в частности, Патрисия Корнуэлл и Кэти Райх. Сохраняя характерную для производственного романа реалистичность полицейской процедуры, благодаря смещению фокуса на работу судмедэкспертов (и, в более широкой трактовке жанра — экспертов-криминалистов вообще) произведения этого жанра во многом возрождают традиции классического детектива: раскрытие преступления в исполнении учёных-экспертов, а не полицейских, снова становится прежде всего решением интеллектуальной задачи[5].

В числе предшественников полицейского романа можно назвать ещё «Лунный камень» (1868) — знаменитый роман Уилки Коллинза, в котором сыщик из Скотленд-Ярда расследует пропажу ценного бриллианта[6]. Прототипом сыщика Каффа послужил реальный полицейский — сержант Джонатан Уичер[en][7][8].

Во Франции, параллельно с Коллинзом, Эмиль Габорио пишет свои романы об агенте сыскной полиции Лекоке[en]. Прототипом Лекока послужил Эжен Франсуа Видок — создатель французской уголовной полиции и уголовного розыска как такового, оставивший после себя автобиографические «Записки». Именно Габорио, а вслед за ним — Жоржа Сименона — автора серии романов о комиссаре Мегрэ, начатой на рубеже 1920—1930 годов, критики считают авторами, заложившими фундамент жанра полицейского романа[9].