Полтавский тепловозоремонтный завод


Полта́вский тепловозоремо́нтный за́вод (укр. Полтавський тепловозоремонтний завод) — завод в городе Полтава, выполняющий ремонт тепловозов для нужд железных дороги Украины, Белоруссии, России, Польши, Монголии, Кореи, стран Балтии.

1 августа 1870 года было открыто движение на участке Кременчуг — Полтава, для обслуживания подвижного состава которой в Полтаве началось строительство главных паровозных мастерских Харьково-Николаевской железной дороги (завершившееся 15 марта 1871 года)[1][2]. Мастерские были построены на бывшем заболоченном участке прямо в горловине станции Полтава, неподалёку от вокзала. Цеха могли одновременно разместить 23 паровоза, в тендерном отделении шёл ремонт 6 тендеров, также шёл ремонт и на открытых путях. Уровень механизации работ был низким, срок ремонта паровоза растягивался на 100—190 суток.

В 1883 году рабочие Полтавских железнодорожных мастерских провели первую забастовку[2] в знак протеста против задержки выплаты заработной платы. 50 рабочих были уволены, а администрация временно закрыла мастерские. 21 апреля 1884 года рабочие мастерских провели вторую забастовку, поводом к которой стала несвоевременная выплата заработной платы и грубое обращение администрации. Эта забастовка имела организованный и массовый характер - около 600 рабочих остановили паровую машину, отказались работать и собрались на митинг во дворе мастерских. Вечером в Полтаву прибыл начальник железной дороги, деньги были выплачены, но впоследствии около 40 из принимавших участие в забастовке рабочих были уволены[3].

В 1887 году проведена была модернизация производства: увеличилось количество паровозных стойл, появилась скатоопускная канава. Число работников завода достигало 450 человек.

В июле 1891 года в связи с введением новых правил приема на работу, ухудшающих условия труда и положение рабочих, а также устанавливающих 12-часовой рабочий день, рабочие мастерских начали новую забастовку, в результате которой установленный администрацией 12-часовой рабочий день был отменён[4].

10 октября 1905 года рабочие железнодорожных мастерских прекратили работу, присоединившись к Всероссийской стачке. Вскоре к ним присоединились рабочие других предприятий города. 12 октября 1905 в «Канаве» (сборочном цехе Полтавских железнодорожных мастерских) состоялся митинг бастующих. Под контролем забастовочного комитета мастерские оставались до 23 декабря 1905 года[5].