Полюстровский проспект


Полю́стровский проспект — крупная транспортная магистраль в северной части Санкт-Петербурга. Проходит от Среднеохтинского проспекта (Красногвардейский район) до 1-го Муринского проспекта (Выборгский район). Название — по названию исторического района Полюстрово.

До начала XX века служил северной границей города. Участок проспекта от продолжения линии Литовской улицы до 1-го Муринского проспекта является границей между Выборгским (чётная сторона) и Калининским (нечётная сторона) районами города.

Окрестности проспекта за исключением самой площади Калинина представляют собой неэстетичную промзону, характер которой в конце XX и начале XXI века стал меняться: появились автосалоны в стиле хай-тек и новые автостоянки, проходит реконструкция здания ПТУ-46 при ЛОМО под городской учебный центр и энергетического комплекса (обновление зданий и оборудования электроподстанции «Волхов-Северная» и реконструкция зданий холдинга «Электрокерамика» с приспособлением под нужды Смольного института Российской академии образования). Промышленные здания переоборудуются под бизнес-центры и снабжаются легкомоющимися современными навесными фасадами. Неоднозначную реакцию жителей и защитников старой архитектуры вызвали сообщения о предстоящей реконструкции или сносе неблагоустроенных, но озеленённых пятиэтажных домов периода конструктивизма в квартале между Кондратьевским и Полюстровским проспектами, ул. Жукова и Чичуринским переулком[1]. Планируется и начало осуществляться развитие улично-дорожной сети района (см. ниже).

По сообщению официального издания городского правительства газеты «Петербургский дневник» от 27 сентября 2012 года на проходящем в Гавани V Международном инновационном форуме был показан «один из самых интересных проектов, получивший одобрение губернатора, — строительство квартала с высокой энергоэффективностью и новыми средствами безопасности на Полюстровском пр., 36»[2]. Неприглядное зрелище на 2012 год представлял заброшенный каркас недостроенного цеха ЛОМО и ряд неблагоустроенных территорий за ветхими заборами.

В мае 2020 года жители без согласования с властями создали Сад памяти детей Блокадного Ленинграда имени Тани Савичевой; на апрель 2023 сад находится под угрозой уничтожения[16].

В первом десятилетии XXI века в рамках городской программы ликвидации неиспользуемых городских железнодорожных переездов и в связи с планами развития холдинга «Электрокерамика» устранена шедшая к заводу электроизоляторов пересекавшая проспект линия грузовой железной дороги от ветки параллельно Чичуринскому переулку со стороны улицы Жукова и Чугунной улицы со станции Санкт-Петербург-Финляндский-Товарный.