Поля (река)


Река Поля образуется к востоку от деревни Коробята городского округа Егорьевск[2] на Егорьевско-Касимовской моренной гряде, дренирует северную часть Московской Мещёры и впадает в Клязьму в 378 км от её устья, на уровне 102,5 м, в 4 км выше по течению от деревни Жохово, на границе городского округа Шатура Московской области и Собинского района Владимирской области.

Длина реки — 92 км, площадь водосборного бассейна — 1560 км²[3]. Река равнинная, лесистая, питание преимущественно снеговое. Берега луговые, заболочены, особенно в среднем течении, в нижнем течении — берега песчаные, возвышенные над рекой до 5 метров. Глубина реки небольшая — в среднем около метра, и даже в нижнем течении летом имеются броды с глубиной 0,5 метра, максимальная — при весеннем половодье — 4 метра. Дно преимущественно торфяное и песчаное. Уровень воды изменчив, колебания от межени до половодья достигают 2 метров (Кривандино). Средняя скорость течения 0,2—0,3 м/с. Вода реки с высоким содержанием взвешенного торфа и болотного железа.

В своём течении принимает притоки: слева речки Вичушку, Першур, Тименку (Тимскую), Салмовку (Валовую канаву), Вишкурт (Вишкуру), Мокренькую (Мокрушку, Мокришку), Лутинку (Луговую), Ивановку; справа Полиху (Пологму, Полгаму), Чащур (Чищур), Кривандинку, Сеченку (Свинку), Мишеронку, реку Воймега, Красную и целый ряд ручьёв и канав (как правило, осушительных, прорытых в XX веке) большинство из которых безымянные.

На реке расположено несколько населённых пунктов: сёла Кривандино и Власово, деревни Шатур, Старовасилево, Малое Гридино, Горки, Воронинская, Дмитровка и Гармониха.

В верхнем течении множество бродов и деревянных мостиков, железобетонный автомобильный мост на дороге Егорьевск — Запутная. Над рекой построены железнодорожные мосты: ферменный металлический на линии Москва — Казань, и на линии Кривандино — Мишеронский (под Кривандино); железобетонные автомобильные мосты на дороге Куровская — Дмитровский Погост (в Кривандино) и Власово — Рошаль (во Власово). Кроме того, в XX веке на реке построено несколько узкоколейных железнодорожных мостов.

В конце XIX века на реке, в селе Кривандино, недалеко от деревни Бордуки и рядом с урочищем Илкодино, действовали водяные мельницы.