Поместный собор


Поме́стный собо́р (также региональный; греч. τοπικὴ σύνοδος) — собор епископов поместной Церкви или определённой её области для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины[1].

Согласно Уставу Русской православной церкви, Поместный собор избирает патриарха, принимает решения о предоставлении автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской церкви.

Практика созыва Церковных соборов возникла в Древней церкви и берёт своё начало с Иерусалимского собора, на который собрались апостолы для решения вопросов соблюдения крещёными из язычников требований Моисеева закона (Деян. 15). Решения ряда Поместных соборов, наряду со Вселенскими, стали нормами церковного права.

Соборы древности именуют по городам, в которых они происходили (Лаодикийский, Сардикийский и т. п.). Существует деление также по географическому положению Церквей, представители которых в них участвовали в работе Собора (Восточной церкви, Западной церкви), по названиям Поместных церквей, в которых собирались Соборы (Соборы Константинопольской церкви, Антиохийской, Римской, Карфагенской и т. п.), по названиям стран и территорий, где они проходили (испанские, малоазийские), по народностям (Соборы Русской, Сербской, Румынской церквей), по конфессиям (Соборы Православной, Католической, Грузинской, Армянской, Лютеранской церквей).

В доникейскую эпоху соборы епископов не имели никакой определенно установленной регулярности — ни во времени, ни в пространстве, ни в представительстве, ни в повестке (компетенции). Они проводились «на злобу дня» и в периоды затишья гонений. С прекращением гонений этим неупорядоченным местным соборам пришли на смену регулярные соборы, проводившиеся в каждой (за несколькими исключениями) имперской провинции[2]

Изначально Соборы были исключительно собраниями епископов, на которых миряне и младшие клирики имели лишь право совещательного голоса или роль свидетелей, но не принимали непосредственного участия в принятии решений. Последнее — прерогатива епископов. Но под влиянием протестантской теологии российские славянофилы (Алексей Хомяков, Юрий Самарин, Фёдор Самарин, Николай Аксаков, Иван Киреевский и др.) в русской религиозной среде стали продвигать идеи более активного участия мирян не только в обсуждении актуальных вопросов, но и в принятии по ним решений. В этом отношении Поместный собор Российской православной церкви 1917—1918 годов был прецедентом в мировой церковной истории: на этом Соборе миряне не только участвовали в обсуждении всех вопросов, стоявших на повестке Собора, но и голосовали по ним.