Поп-арт


Поп-а́рт (англ. pop art, сокращение от popular art — популярное или естественное искусство) — течение в авангардном искусстве стран Западной Европы и США конца 1950—1960-х годов (в иных определениях: массовой культуры), возникшее в качестве реакции на живопись абстрактного экспрессионизма. «Как следует из названия, представители этого течения стремились создавать „естественное, популярное искусство“ из объектов самой жизни, не отделяя его от обыденной действительности»[1]. В качестве основного предмета своего творчества представители поп-арта использовали обыденные вещи и продукты массового потребления, придавая им необычное содержание путём различных трансформаций, удвоений, бесконечных повторений и других комбинаторных приёмов. Фактически это течение в искусстве подменило традиционное изобразительное творчество демонстрацией тех или иных объектов массовой культуры или вещественного мира[2].

Хотя как британский, так и американский поп-арт появились в 1950-х годах, Марсель Дюшан и другие европейские художники, такие как Фрэнсис Пикабиа и Ман Рэй, предвосхитили его появление; кроме того, некоторые более ранние американские направления использовали в работах объекты культуры в неизменном виде[3]. В течение 1920-х годов картины, которые содержали обыденные предметы: американские коммерческие продукты и рекламу — создавали американские художники Патрик Генри Брюс, Джеральд Мерфи, Чарльз Демут и Стюарт Дэвис[4][5].

В Северной Америке поп-арт развивался иначе, чем в Великобритании[6]. В Соединённых Штатах поп-арт был реакцией художников: его появления совпало с возвращение к живописи жёстких контуров и репрезентативному искусству. Авторы использовали безличную, приземлённую реальность, иронию и пародию, чтобы обезоружить личную символику и живописную раскованность абстрактного экспрессионизма[3][7]. Предвестниками поп-арта в США были некоторые работы Ларри Риверса, Алекса Каца и Мана Рэя[8].

В отличие от США, поп-арт в послевоенной Великобритании, хотя и использовал иронию и пародию, оставался более академичным. Британские художники сфокусировались на динамичных и парадоксальных образах американской поп-культуры как на мощных манипулятивных символах, воздействовавших на стереотипы жизни в целом, одновременно улучшая благосостояние общества[7]. Ранний поп-арт в Британии был полон идей, представляющих собой взгляд со стороны на американскую популярную культуру[3]. Точно так же поп-арт был продолжением и отрицанием дадаизма[3]. Хотя поп-арт и дадаизм использовали одни и те же предметы, поп-арт заменил деструктивные, сатирические и анархические импульсы движения дада самостоятельным утверждением артефактов массовой культуры[3]. Среди европейских художников, создававших произведения поп-арта, такие артисты, как Пабло Пикассо, Марсель Дюшан и Курт Швиттерс.