Порт


Порт (от лат. portūs — «гавань, место посадки, пристань»[1][2], ср. porta — «вратá, ворота; вход, выход, проход»[3]) — место, расположенное вблизи берега моря, озера, водохранилища, судоходного канала, реки, устроенное для стоянки кораблей и судов.

Согласно докладу, подготовленному рабочей группой по портам для комиссии европейских сообществ морской порт определяется, как «участок суши и часть водной площади, обустроенные и оборудованные таким образом, чтобы они могли использоваться для приёма, погрузки и разгрузки судов и хранения грузов, получения этих грузов от операторов внутреннего водного транспорта и передачи им таких грузов и может включать также деятельность предприятий, связанных с морскими перевозками»[4]. В некоторых странах (в том числе в Российской Федерации) определение понятия «морской и речной порт» прописано в действующем законодательстве[4][5][6].

Порты делятся на морские и речные. Морские порты обслуживают перевозки морскими судами. Речные порты обслуживают перевозки исключительно речным флотом. При этом морские порты могут располагаться не только на морском побережье, но и в устьях рек, и даже на довольно большом расстоянии вверх по течению. Так например морской порт Росарио на Паране в Аргентине находится в 300-х километрах от побережья, а морской порт Игарка находится на Енисее в 685-и километрах от устья.

12 декабря 2002 года как реакция на теракт 11 сентября 2001 года в США, на конференции договаривающихся правительств конвенции СОЛАС-74 был принят международный кодекс по охране судов и портовых средств (International Ship and Port Facility Security Code(ISPS Code)) и новая глава XI-2 конвенции СОЛАС-74. Этот кодекс направлен на предотвращение актов терроризма и саботажа в морских портах и в соответствии с этим кодексом каждый порт был обязан создать соответствующую службу безопасности порта. Руководит службой безопасности офицер безопасности порта (Port Security Officer(PSO)).

Включает в себя причалы, а также прилегающие к ним территории для погрузки/выгрузки и временного хранения грузов. Хотя существуют узко специализированные порты (такие как пассажирские, нефтяные, рыбные), в большинстве своём морские порты универсальные, то есть включают в себя секторы для различных видов грузов, называемые терминалами. Наиболее распространёнными терминалами являются:

Все терминалы имеют подъездные автомобильные и железнодорожные пути для перегрузки груза в авто и железнодорожный транспорт. Железнодорожные пути могут также проходить вдоль линии причалов обеспечивая прямую перегрузку судно (вагон, или вагон-судно) без промежуточного этапа складирования груза в складах и на площадках.