Порт


Порт (лат. portus — гавань, пристань) — место, расположенное вблизи берега моря, озера, водохранилища, судоходного канала или реки, устроенное для стоянки кораблей и судов.

Согласно докладу, подготовленному рабочей группой по портам для комиссии Европейских сообществ морской порт определяется, как «участок суши и часть водной площади, обустроенные и оборудованные таким образом, чтобы они могли использоваться для приёма, погрузки и разгрузки судов и хранения грузов, получения этих грузов от операторов внутреннего водного транспорта и передачи им таких грузов и может включать также деятельность предприятий, связанных с морскими перевозками»[1]. В некоторых странах (в том числе в Российской Федерации) определение понятия морской и речной порт прописано в действующем законодательстве[1][2][3].

Порты делятся на морские и речные. Морские порты обслуживают перевозки морскими судами. Речные порты обслуживают перевозки исключительно речным флотом. При этом морские порты могут располагаться не только на морском побережье, но и в устьях рек, и даже на довольно большом расстоянии вверх по течению. Так например морской порт Росарио на Паране в Аргентине находится в 300-х километрах от побережья, а морской порт Игарка находится на Енисее в 685-и километрах от устья.

12 декабря 2002 года как реакция на теракт 11 сентября 2001 года в США, на конференции Договаривающихся правительств Конвенции СОЛАС-74 был принят Международный кодекс по охране судов и портовых средств (англ. International Ship and Port Facility Security Code(ISPS Code)) и новая глава XI-2 конвенции СОЛАС-74. Этот Кодекс направлен на предотвращение актов терроризма и саботажа в морских портах и в соответствии с этим Кодексом каждый порт был обязан создать соответствующую службу безопасности порта. Руководит службой безопасности Офицер безопасности порта (англ. Port Security Officer(PSO))

Включает в себя причалы, а также прилегающие к ним территории для погрузки/выгрузки и временного хранения грузов. Хотя существуют узко специализированные порты (такие как пассажирские, нефтяные, рыбные и т. п.), в большинстве своём морские порты универсальные, то есть включают в себя секторы для различных видов грузов, называемые терминалами. Наиболее распространёнными терминалами являются:

Все терминалы имеют подъездные автомобильные и железнодорожные пути для перегрузки груза в авто и железнодорожный транспорт. Железнодорожные пути могут также проходить вдоль линии причалов обеспечивая прямую перегрузку судно - вагон или вагон - судно без промежуточного этапа складирования груза в складах и на площадках


Морской порт Шанхая
Порт в Баку, 1890 г.
Дноуглубительное судно в порту Оостенде
Контейнерный терминал в Гамбурге