Портик


По́ртик (лат. porticus, от porta — проход, навес) — в классической архитектуре — выступающая часть здания, крытая галерея, образованная колоннадой или аркадой, имеющей собственное перекрытие: антаблемент, увенчанный аттиком или треугольным фронтоном. Такая композиция, в отличие от пропилей, открыта с трёх сторон наподобие лоджии. Но классическая лоджия обычно заглублена в стену и не является проходом. В Древней Греции крытую галерею называли стоей (греч. στοά).

В Древней Греции портики возводили в качестве самостоятельных сооружений. Портики, как и стои, служили местом отдыха от палящих лучей солнца. В Риме портики пристраивали к храмам. В Средневековье крытые галереи окружали монастырские клуатры, но они, как и порталы соборов, не являются портиками по определению и конструкции.

В искусстве европейского классицизма и неоклассицизма портики использовали для оформления входов в здание, подчёркивания центрального или боковых ризалитов либо в качестве самостоятельных построек с функциями парковых павильонов. Известны относительно редкие примеры двухъярусных портиков, например в творчестве А. Палладио: Палаццо Кьерикати, Вилла Пизани (Монтаньяна), Вилла Корнаро, проект Виллы Мочениго. В итальянской архитектуре существует собственная традиция: итальянским словом «portico» называют самые разные постройки: внутренние и наружные галереи, лоджии, нартексы церквей, колонные порталы, любые пристройки с колоннами[1].

Наиболее известный пример отдельно стоящего портика в городском ансамбле периода классицизма: Портик Перинной линии в Санкт-Петербурге (1802—1806; Архитектор Л. Руска).