Портрет Александра I верхом на коне (картина Крюгера)


«Портрет Александра I верхом на коне» — картина работы немецкого художника Франца Крюгера из Военной галереи Зимнего дворца.

Картина представляет собой конный портрет российского императора Александра I из состава Военной галереи Зимнего дворца[2].

Российский император Александр I изображён на фоне Парижа в генеральском мундире, через плечо переброшена Андреевская лента, в генеральской шляпе, верхом на рысаке светло-серой в яблоках масти. Справа на груди крест ордена Св. Георгия 4-го класса, серебряная медаль участника Отечественной войны 1812 года, шведский Военный орден Меча и другие награды, а также звезда ордена Св. Андрея Первозванного, совмещённая со знаком британского ордена Подвязки. Справа внизу подпись художника и дата: F. Krüger. pinx. 1837[3]. Подпись на раме: Александр I император 1801—1825. Работы Ф. Крюгера 1837 г.[4]

При проектировании Военной галереи Зимнего дворца в ней было запланировано размещение трёх конных портретов: российского императора Александра I в центре на торцевой стене, и рядом с ним на боковых стенах австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III. В Российском государственном историческом архиве хранится акварельный эскиз торцевой стены Военной галереи работы К. И. Росси, где сразу был схематично показан конный портрет императора[5].

В 1822 году Доу сделал эскиз конного портрета Александра I, скачущего под аркой. Закончил же он этот портрет в 1827 году, сначала он выставлялся в Таврическом дворце, а в декабре был помещён в Военную галерею[6][7]. Этот портрет вызвал неоднозначную реакцию, многие его хвалили, но также он получил и изрядную порцию критики[8].

В связи с критикой Доу вынужден был переделать портрет, который в Военную галерею поступил в 1829 году, уже после смерти художника. Этот портрет также вызвал многочисленные нарекания и в конце концов было принято решение о заказе нового портрета немецкому художнику Францу Крюгеру — конный портрет прусского короля Фридриха Вильгельма III его работы в 1832 году также был помещён в галерею, и в сравнении с ним на портрете работы Доу были особенно сильно заметны искажения в пропорциях и в перспективе, а также недостатки в общем пространственном построении[9]. Этот последний вариант запечатлён на картине Г. Г. Чернецова «Перспективный вид Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце», написанной в 1829 году и также хранящейся в Эрмитаже (холст, масло, 121 × 92 см, инвентарный № ЭРЖ-2433)[10][11].