Порфирий (философ)


Порфи́рий (Πορφύριος, настоящее имя Малх, или Мелех) (232/233, Тир — 304/306, Рим) — финикийский[1] философ (представитель неоплатонизма), теоретик музыки, астролог, математик, педагог. Родился в Тире, римская Сирия[2][a]. Ученик Плотина262 по 263 годы), автор его жизнеописания, издатель его сочинений. Он редактировал и издавал «Эннеады», единственное собрание сочинений Плотина. Его комментарий к «Началам» Евклида был использован в качестве источника Паппом Александрийским[3].

Он писал оригинальные произведения на самые разные темы от музыки до Гомера и вегетарианства[b]. Его Isagoge, или «Введение», введение в логику и философию[c], был стандартным учебником по логике на протяжении всего средневековья в латинских и арабских переводах[4]. Через такие труды, как «Философия от оракулов» и «Против христиан» (которые были запрещены Константином Великим)[5], он был вовлечён в полемику с представителями христианства, критиком которого он был[6].

Из философских работ Порфирия в истории наибольшее распространение получило «Введение» к Органону Аристотеля (греч. Εἰσαγωγή, лат. Introductio), известное также под названием «О пяти общих понятиях»[7] (лат. De quinque vocibus). Трактат излагает логическое учение о признаках понятия: род, вид, видовое различие, признак собственный и несобственный/случайный. Трактат многократно переводился и комментировался учеными Востока и Запада. Усилиями Боэция, который сделал перевод греческого «Введения» на понятную всем латынь, а также дважды писал к нему комментарии, этот труд Порфирия стал настоящим философским букварём для средневековой Европы. В логике с именем Порфирия связано так называемое «древо Порфирия», иллюстрирующее многоступенчатую субординацию родовых и видовых понятий при дихотомическом делении.

Порфирий составил также комментарии к лекциям Плотина и к ряду важнейших диалогов Платона (в том числе к «Тимею»).

Наряду с теоретическими трактатами известны работы Порфирия по практической философии. В них он излагает учения о политических добродетелях; об очищении от аффектов; о добродетелях, обращающихся к уму; о добродетелях, в которых сам ум становится образцом для духовной жизни.

Порфирий придавал большое значение практической мистике, которую во многих сочинениях защищал и оправдывал. В небольшом трактате «О философии из оракулов» пытался толковать изречения греческих и египетских богов в духе платоновской философии; также ввёл в обиход платоников собрание анонимных гексаметров Халдейские оракулы, в котором отождествил верховное божество халдеев с платоновским Единым. Впрочем, возможно, практическую мистику он оставлял для философски непросвещенных кругов, а для себя сохранял путь чистой теории. В сочинении «О граде Божьем» Августин сообщает, что Порфирием был написан трактат «Восхождение души» (De regressu animae), где развивалось учение о двойном пути; пути чистого умозрения для философов и пути теургии — «для толпы».