Посвящение


Посвяще́ние (фр. dédicace, нем. Widmung) — элемент перитекста (в терминологии Ж. Женетта), заявление о том, что данное произведение (литературное, научное, художественное) адресовано или поднесено в качестве дара тому или иному лицу или его памяти, группе лиц (Молодёжи), учреждению или даже отвлечённому понятию (Свободе). Чаще всего посвящение делается автором произведения, однако встречаются и посвящения, сделанные переводчиками, издателями, исполнителями. Посвящение как публичный жест следует отличать от дарственной надписи (например, на экземпляре книги), предназначенной только адресату.

Как видно из одной эпиграммы Марциала (Lib. III, 2), посвящения были известны ещё римлянам. Их появление принято связывать с зависимостью авторов от богатых и знатных покровителей: как отмечала Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, «это являлось прямым следствием приниженного положения литературных деятелей. <…> Редко посвящения были следствием настоящего уважения и преданности». В классическую эпоху посвящение разрасталось до целого послания в прозе или стихах (épître dé dicatoire), в большинстве случаев весьма многоречивого, высокопарного и льстивого. При этом сложился целый рынок посвящений: так, в Англии в XVII веке посвящение стоило от 20 до 40 фунтов. Однако в особых случаях речь могла идти о гораздо более крупных суммах. Пьер Корнель посвятил трагедию «Цинна» крупному финансисту Монторону за 200 пистолей, наполнив посвящение настолько неумеренными похвалами, что выражение «слава Монторону» (фр. épître à Montauron) стало поговоркой, и Габриэль Гере в своём литературном кодексе «Реформированный Парнас» требовал: «Хватит врать в авторских посвящениях, истребим панегирики на манер монтороновского» (фр. Défendons de mentir dans les épîtres dédicatoires; supprimons tous les panégyriques а la Montauron). Людовик XIII отказался принять от Корнеля посвящение другой трагедии, «Полиевкт», боясь, что это ему будет дорого стоить; эту традицию продолжил Людовик XV, отказавшись принять от молодого Вольтера посвящение «Генриады» (в 1728 году). Ещё Жан-Жак Руссо, отказавшись посвятить своё произведение королеве Франции, вызвал удивление современников.

К концу XVIII века, однако, эта модель посвящения стала вызывать ироническую реакцию. Лоренс Стерн в «Приключениях Тристрама Шэнди» вместо посвящения поставил фразу «Посвящение продаётся». Развёрнутые посвящения конца XVIII века и, далее, XIX века использовались авторами для того, чтобы изложить своё ви́дение предваряемых произведений, творческие задачи, которые они перед собой ставили, личное отношение к затрагиваемым проблемам, и т. п.: так устроены, например, посвящение Вольтера к трагедии «Брут», Альфреда де Виньи к трагедии «Венецианский мавр», Николая Некрасова к поэме «Мороз, Красный нос» и многие другие.