Послания Павла


Послания святого апостола Павла являются важнейшей частью Нового Завета, предоставляющей сведения о раннем христианстве. Эти тексты лежат в основе христианского богословия и нравственности. В четырнадцати посланиях (или письмах) апостол Павел разъяснил учение Иисуса Христа[1], подтвердил необходимость совершения Таинства Евхаристии (1Кор. 11:28), опроверг иудеохристианство[2].

Сторонники критической школы считают, что не все послания, подписанные именем Павла в Новом Завете, ему принадлежат[4]. Несомненно принадлежащие апостолу Павлу и называемые ими протопаулинистскими (прото (перво) − павловыми) они считают семь из них:

Относительно авторства шести посланий — к Колоссянам, к Ефесянам, второго послания к Фессалоникийцам, первого и второго посланий к Тимофею и послания к Титу — среди библеистов нет единой точки зрения. Учёные, отрицающие написание этих посланий апостолом Павлом, считают, что они были написаны от лица Павла уже после его смерти, вплоть до II в. н. э. Эти тексты принято называть девтеропаулинистскими (девтеро (второ) — павловыми)[4][5].

При этом всё большее число современных учёных, имеющие разные богословские позиции, на основании стилеметрического анализа посланий, приводят доводы в пользу принадлежности Павлу всех 14 посланий, за исключением послания к Евреям[8]. Принадлежность апостолу Павлу послания к Евреям современная западная библейская критика отвергает[9].