Последний день Помпеи


«Последний день Помпе́и» — крупноформатная картина русского художника Карла Брюллова (1799—1852), работа над которой была завершена в 1833 году. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв. Ж-5084). Размер — 456,5 × 651 см[1][2][3]. На картине изображены события в Помпеях[K 1] во время катастрофического извержения Везувия, которое произошло в 79 году нашей эры[4].

Карл Брюллов побывал на раскопках Помпей летом 1827 года во время своей поездки в Неаполь[4][5], там же ему и пришла мысль написать большое полотно, посвящённое гибели Помпей[6][7]. Заказчиком полотна стал Анатолий Демидов. В целом работа над картиной заняла около шести лет — с 1827 года, когда Брюллов создал первые наброски и эскизы, до 1833 года. Окончательная версия большого многофигурного полотна создавалась в 1830—1833 годах[8].

После завершения работы над картиной Карл Брюллов начал показывать её в своей мастерской в Риме. Популярность «Последнего дня Помпеи» и его автора стремительно росла: писатель Николай Рожалин сообщал, что в Риме «важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии», «весь город стекался дивиться ей»[9]. Из Рима полотно перевезли в Милан, где оно экспонировалось на Миланской художественной выставке 1833 года[10]. Вдохновлённый успехом картины в Италии, её владелец Анатолий Демидов добился включения творения в экспозицию Парижского салона, открывшегося в марте 1834 года[11][12], где произведение Брюллова получило большую золотую медаль[13].

Летом 1834 года картина «Последний день Помпеи» была отправлена из Франции в Санкт-Петербург[14], где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения[15][16][17]. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»[18]. В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж[19], а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей)[1][2].

Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет полотна «Последний день Помпеи» «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи». Художник показал не подвиг одного героя, а затронувшее многих людей стихийное бедствие, тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»[20]. По словам искусствоведа Светланы Степановой, произведение Брюллова стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства»[19].


Новобрачные
Семейная группа
Священник
Жрец

Графические эскизы к картине «Последний день Помпеи»

Эскиз, ГТГ
Эскиз-вариант, ГТГ
Эскиз-вариант, ГТГ
Эскиз, ГРМ
Эскиз, МИХМ

Живописные эскизы и этюд к картине «Последний день Помпеи»

Эскиз, 1827—1828, ГТГ
Эскиз, 1828, ГРМ
Эскиз, около 1827—1828, ПГХГ
Голова натурщицы, ГРМ
Первые страницы статьи Н. В. Гоголя «Последний день Помпеи» из сборника «Арабески» (1835)