Последний император


«Последний император» (англ. The Last Emperor) — историко-биографический художественный фильм, снятый в 1987 году итальянским кинорежиссёром Бернардо Бертолуччи. Сценарий ленты основан на автобиографии бывшего императора Китая и Маньчжоу-го Пу И[5], последнего императора Китая, роль которого исполнил Джон Лоун. Одним из консультантов фильма выступил Пу Цзе, брат последнего императора и один из персонажей картины[6].

Картина получила девять статуэток кинопремии «Оскар»[7][8]. Бертолуччи отмечал: «Только после девяти „Оскаров“, полученных за „Последнего императора“, я почувствовал себя итальянцем. И хотя действие этой картины происходит на Дальнем Востоке, это мой самый итальянский фильм»[9].

Сюжет фильма разделён на две биографические линии — описание жизни бывшего императора Китая и Маньчжоу-го и заключённого № 981 китайской тюрьмы, вспоминающего кадры своей жизни, начиная с детства и заканчивая взятием в плен советскими войсками в 1945 году.

В 1950 году на железнодорожную станцию на советско-китайской границе прибывает поезд с заключёнными: в зале ожидания некоторые из них узнают бывшего императора Пу И и начинают ему кланяться. Боясь суда за свои преступления он уединяется в туалете и вскрывает себе вены. Воспоминания переносят его в прошлое, когда он, будучи маленьким мальчиком, был увезён от матери и передан своей кормилице Ар Мо, а позже предстал перед своей бабушкой — умирающей императрицей Цыси. Зайдя в свою новую камеру, заключённый № 981 (жизнь которого спас начальник тюрьмы) встречает там своего младшего брата Пу Цзе. Он вспоминает многие события из своей жизни: как они играли вместе; как по приказу вдов императора его кормилицу Ар Мо отослали от него навсегда; как он узнал от младшего брата и слуг, что он остался императором только в пределах Запретного города, выйти из которого ему не даёт охрана. Он видит президента Китайской Республики, прибывшего осмотреть Запретный город, и бросает в него камни. Вскоре к нему прибывает воспитатель Реджинальд Джонстон из Великобритании: тяга Пу И к западной культуре усиливается, он старается походить на европейца, а после пожара явно искусственного происхождения выгоняет проворовавшихся евнухов из города.