Автоматизированная почтовая станция


Автоматизированная почтовая станция (почтома́т[1][2], постама́т[3]) — станция приёма и выдачи малогабаритных отправлений (заказов интернет-магазинов и компаний дистанционной торговли, пакетов документов[4] и отправлений корпоративных клиентов, посылок и др.).

Станция представляет собой терминал со множеством ячеек разных размеров. Загрузка и получение отправлений происходит при помощи кодов доступа, которые вводятся на сенсорном экране. Станции, как правило, устанавливаются в местах сосредоточения максимального потока горожан, что позволяет предоставить дополнительный комфорт пользователям благодаря возможности выбора ближайшего к дому терминала: на вокзалах, в торговых центрах, гипермаркетах, офисных зданиях и на улицах города. Напротив, существует практика установки станций в подъезды жилых домов[3].

Автоматизированные почтовые станции («почтомат» или «постамат») появились в России в конце 2010 года — их установила компания PickPoint[5] (в 2023-2024 годах компания была признана банкротом[6]).

В 2014 году в вестибюле станции метро «Текстильщики» начал работу виртуальный магазин и почтомат[7][8].

В августе 2021 года Почта России запустила собственные почтоматы в торгово-розничных сетях, бизнес-центрах, на заправочных станциях, объектах транспортной инфраструктуры, клиентских центрах «Почта Банка» и в отделениях Почты[9]. Всего установлено около 7,5 тыс. почтоматов[10]. Почтоматы также появились на различных станциях московского метро[11]. Помимо собственных почтоматов, компания также стала выдавать заказы через почтоматы партнеров, среди которых — «Халва» и Teleport, а в будущем — ещё и Hermes и PickPoint.

В октябре 2021 года завод холодильного оборудования Polair представил модель постамата с холодильными ячейками под замороженные и охлажденные продукты — «продуктомат»[12].