Постанархизм


Постанархи́зм (англ. Post-anarchism) — течение в политической философии, сформировавшееся в 1990-х годах и объединяющее в себе основные положения классической теории анархизма и философии постструктурализма и постмодернизма. Постанархизм не является единой последовательной теорией, а объединяет в себе взгляды и убеждения ряда философов и теоретиков[1].

Приставка «пост-» выражает в данном контексте не смену одной теорией другой, а тот факт, что постанархисты ставят под сомнение и опровергают положения, закрепившиеся в рамках теорий и школ мысли эпохи Просвещения[2]. Основная значимость данного подхода заключается в том, что постанархизм значительно расширил границы влияния власти на индивида: если классический анархизм рассматривает исключительно то, как власть подавляет индивидов, то постанархисты делают акцент на том, как само обладание властью влияет на индивида.

Ещё Штирнер отметил, что Фейербах лишь поставил гуманистический идеал человека на место прежнего Бога из религии, сама же система иерархии осталась незыблемой, из-за чего её логика воспроизводилась впоследствии в новых формах. Опираясь на наследие философа эгоизма, постанархизм утверждает, что если марксизм из-за своего экономизма (власть суть экономика) зашорен и недостаточно воспринимает другие формы власти, то анархизм чрезмерно напирает на антиэтатизм (власть суть политика) и упускает из внимания причины, на которых зиждутся государство и капитал. В результате и марксизм, и анархизм, неспособны решить проблему власти. Марксисты не правы, когда утверждают, что к исчезновению власти приведёт устранение классовых противоречий, анархисты ошибаются в том, что уничтожение государства упразднит всякую власть. Постанархисты же говорят, что и класс, и государство суть формы власти, специфические места её проявления. В реальности же власть находится повсюду[2].