Постойнска-Яма


Посто́йнска-Я́ма[1] (словен. Postojnska jamaПостойнская пещера[2]), Адельсбергский грот[3] — система карстовых пещер длиной 24 340 м на плато Карст[4], находится близ города Постойна в Словении в регионе Нотраньска-Крашка. Самая протяжённая система пещер в Словении и одно из самых посещаемых туристами мест в этой стране, с XIX века оснащённое электроосвещением и железной дорогой.

Это известняковое плато в Словении дало название термину «карст» — совокупности процессов и явлений растворения водой горных пород и образования в них пустот, а также своеобразных форм рельефа, возникающих на местностях, сложенных горными породами, сравнительно легко растворимыми в воде, например гипсом, известняком, мрамором, доломитом и каменной солью.[5]

Пещера была образована водами реки Пивка, которая протекает по пещере на протяжении 800 м. Внутри круглый год держится температура около 10 °С. 5,3 км пещеры открыто для посещения — это самая большая протяжённость открытого для посещения туристами пещерного пространства в мире.

Пещера впервые описана в XVII веке бароном Янезом Вайкардом Вальвазором. Новые территории пещеры были случайно обнаружены в 1818 году простым служителем по имени Лука Чеч, который участвовал в подготовке пещеры к посещению первым императором Австрии Францем II[5].

В 1819 году пещера была открыта для всеобщего посещения и Чеч стал одним из шести проводников. Его приоритет в открытии новых территорий пещеры долго не признавали, и только спустя почти четверть века справедливость была восстановлена. (Б. Готман 01.10.17) Электрическое освещение было проведено в пещере в 1884 году (даже раньше, чем в столице КрайныЛайбахе) по приказу императора Франца Иосифа, который посещал Постойнску-Яму дважды. Для приёма монарха, представителя династии Габсбургов, перед входом в пещеру был выстроен роскошный Предъямский дворец (ныне отдан под ресторан).

В 1872 году была проложена первая в мире пещерная железная дорога, вагонетки которой поначалу толкали гиды, а в начале XX века их стал тянуть газовый локомотив. После 1945 года он был заменён электрическим.