Потребительная стоимость


Потребительная стоимость (нем. Gebrauchswert) — обладающий для потребителя какой-либо полезностью предмет (вещь), который удовлетворяет некую потребность. В классической и марксистской политэкономии считается, что потребительная стоимость является воплощением физического бытия предмета, что делает его полезным для тех или иных целей. При этом потребительных стоимостей у вещи может быть несколько — в зависимости от направлений её использования.

Потребительная стоимость не имеет количественного измерения. В «Критике политической экономии» Карл Маркс отмечал, что у всякого продукта есть производственная себестоимость и потребительная стоимость, и если продукт продаётся как товар на рынках, то у него появляется меновая стоимость, чаще всего выражаемая как цена. При этом сам по себе факт продажи лишь подтверждает полезность товара, но ничего не говорит нам про характер экономики, в которой товар произвели и продали.

Австрийская экономическая школа не использует понятие «потребительная стоимость», она оперирует более общим термином «полезность»Перейти к разделу «Полезность», который более тесно связывают с ценой товара.

За понятиями стоимости, потребительной стоимости, пользы, меновой стоимости и цены стоит большая история экономической и философской мысли. Смысл данных понятий развивался от Аристотеля до Адама Смита и Давида Рикардо. Смит признавал, что товары могут содержать меновую стоимость, но при этом могут не содержать потребительной стоимости, как бриллианты, когда товар с очень высокой потребительной стоимостью может содержать очень низкую меновую стоимость, как вода. Однако, с расширением рыночной экономики, внимание экономистов преимущественно было уделено ценам и отношениям цен, социальный процесс обмена как таковой воспринимался как естественная данность.

Впервые Маркс даёт определение потребительной стоимости в работе «К критике политической экономии» (1859 г.), где он даёт следующее описание:

Товар есть прежде всего, по выражению английских экономистов, «какая-либо вещь, необходимая, полезная или приятная для жизни», предмет человеческих потребностей, жизненные средства в самом широком смысле слова. Это бытие товара как потребительной стоимости и его естественное осязаемое существование совпадают. Пшеница, например, есть особая потребительная стоимость, в отличие от потребительных стоимостей хлопка, стекла, бумаги и т. д. Потребительная стоимость имеет стоимость только для потребления и реализуется только в процессе потребления. Одна и та же потребительная стоимость может быть использована различным образом. Однако сумма всех возможных её полезных применений заключена в её бытии как вещи с определёнными качествами. Далее, потребительная стоимость определена не только качественно, но и количественно. Соответственно своим естественным особенностям различные потребительные стоимости имеют различные меры: например, шеффель пшеницы, стопа бумаги, аршин холста и т. д.