Похвала Елене


«Похвала Елене» (др.-греч. Ελένης Εγκώμιον) — произведение древнегреческого софиста и ритора Горгия V века до н. э. «Похвала Елене» была учебной речью, на примере которой Горгий обосновывал те или иные положения риторики. В ней он взялся за деконструкцию стереотипа и создание нового образа Елены Прекрасной. В Древней Греции дочь Зевса и Леды символизировала противоположность женским добродетелям — верности, материнству и честности. Она изменила мужу, нарушила клятвы, бежала с любовником, оставив маленькую дочь Гермиону, в Трою, что стало причиной кровопролитной Троянской войны.

Оправдание Елены должно было стать практической иллюстрацией теоретических идей автора о силе речи. Античный софист ставил своей целью убедить слушателя в невиновности героини. Сама речь по своей сути является похвалой не Елене, от которой, согласно Горгию, вообще ничего не зависело, а искусству красноречия и силе убеждения слова. В «Похвале» автор использовал многочисленные приёмы организации речи, вошедшие в историю под названием «горгианских фигур». Горгия называли «отцом риторики», считавшего её «творцом убеждения» и средством достижения успеха. С «Похвалой Елене» и другим произведением Горгия «Защита Паламеда» современники связывают появление жанра риторики эпидейктических речей, которые аппелируют к человеческим чувствам, вызывают у адресата определённое эмоциональное состояние.

Дату написания «Похвалы Елене» соотносят с «Троянками» (415 год до н. э.) и «Еленой» (412 год до н. э.) Еврипида. Общепринятой датой в литературе считается 415 год до н. э.[1]

В Древней Греции Елена символизировала противоположность женским добродетелям — верности, материнству и честности. Согласно мифам, она изменила мужу, оставила малолетнюю дочь Гермиону и бежала с любовником Парисом из Спарты в Трою, что стало поводом для кровопролитной Троянской войны. Таким образом, Горгий взял на себя непростую задачу защиты вымышленного персонажа, чья вина была общепризнанной. Единственной добродетелью Елены греки считали телесную красоту. «Похвала Елене» была написана Горгием в качестве образца для риторического упражнения — «похвалы» или эпидейктической речи на парадоксальную тему. Целью Горгия было не восстановление справедливости, а создание апологии (защитной речи), которая бы оправдала Елену в глазах аудитории. В этом контексте метким является утверждение Исократа (436—338 годы до н. э.), что Горгий вроде бы написал энкомий (похвалу), а на самом деле произнёс апологию всего того, что натворила Елена[2][3][4].

Горгий в своей речи взялся за деконструкцию стереотипа и создание нового образа мифологического персонажа[5]. Оправдание Елены должно было стать практической иллюстрацией теоретических идей автора о силе речи. Античный софист ставит своей целью убедить слушателя в невиновности героини. Сами же категории «виновности» или «невиновности» его мало интересовали, так как он считал, что истины как таковой не существует. Имеется лишь восприятие того или иного утверждения в качестве истинного[6].