Поход ледокола «Арктика» на Северный полюс 1977 года


Поход ледокола «Арктика» на Северный полюс 1977 года — экспедиция ледокола «Арктика», завершившаяся первым достижением Северного полюса кораблём в надводном положении.

Решение о походе «Арктики» на полюс было принято 13 июля 1977 года, когда министр морского флота СССР Т. Б. Гуженко подписал план организационно-технических мероприятий по подготовке рейса. Его подготовка проходила в Мурманском морском пароходстве, она была поручена начальнику пароходства В. И. Игнатюку и начальнику администрации Северного морского пути К. Н. Чубакову. Министр морского флота СССР Т. Б. Гуженко стал руководителем рейса, К. Н. Чубаков — его заместителем[1].

Ледокол «Арктика» являлся головным кораблём серии из шести судов и вторым атомным ледоколом в мире после «Ленина». Атомоход мощностью 55 МВт на валах в 1975 году был принят в эксплуатацию. Первым капитаном ледокола в 1971 году был назначен опытный ледовый капитан Ю. С. Кучиев. В 1974—1977 годах ледокол выполнил ряд рейсов по маршруту Северного морского пути и был готов к сложному походу.

Следует отметить, что ещё в конце XIX века адмирал Макаров высказывал идею достижения Северного полюса на ледоколе. В частности, в своей лекции 1897 года «К Северному полюсу — напролом» Макаров утверждал, что по расчётам Афанасьева, минимальная мощность, необходимая ледоколу для достижения полюса летом, должна быть не менее 14,7 МВт (20 тыс. л. с.)[2].

Разработка маршрута этого похода для исследователей полярных льдов была новой задачей. По мнению капитана судна Юрия Кучиева, плавание в таких льдах — это очень рискованное мероприятие. Наиболее критичными могут стать поломка конуса гребного вала, это может повлечь за собой потерю винта. Результатом такой поломки будет снижение мощности ледокола на одну треть. Поэтому прокладка маршрута велась с использованием данных многолетних наблюдений за поведением ледовых полей. Эти данные летом 1977 года подготовил сотрудник ААНИИ И. П. Романов, который занимался изучением льдов с 1950-х годов[3].

Экипаж судна (примерно 150 моряков) для экспедиции был усилен научными и техническими специалистами, в этом рейсе на борту судна было 207 человек[1]. В экспедиции принимали участие сотрудники институтов и предприятий: