Почтовый сбор


Почтовый сбор, или почтовый тариф (почтовые тарифы) — система ставок, по которым взимается плата за пользование средствами почтовой связи[1], цена, устанавливаемая на услуги почтовой связи и зависящая от массы, вида и категории почтового отправления[2]. Как правило, различаются почтовые тарифы на пересылку внутренних почтовых отправлений и международных почтовых отправлений[2]. Система почтовых тарифов охватывает все услуги, оказываемые почтой на возмездной основе[1].

В некоторых странах в XVIIIXIX веках почтовый сбор (тариф) назывался «почтовой таксой»[3]. Почтовая такса тогда имела форму таблиц для подсчёта стоимости доставки почтовых отправлений в зависимости от расстояний[4].

В Советском Союзе почтовые тарифы разрабатывались Министерством связи СССР и утверждались Советом Министров СССР, при этом тарифы на международные почтовые отправления устанавливались в соответствии с международными соглашениями.[1]

За период с 1923 года по 1991 год почтовые сборы за пересылку внутренних почтовых отправлений изменялись несколько раз.[1]

До 1948 года взимался особый дополнительный сбор «за заказ» в отношении заказных отправлений, в частности, так называемых «особоважных» писем и пакетов (с различными вложениями), «спешных» почтовых отправлений, писем, посылаемых «с нарочным» (с доставкой по адресам на удалении от почтового отделения до 25 км), и др.[1]

Для оплаты пересылки авиапочтой вначале действовал дополнительный авиационный сбор, но затем были введены отдельные тарифы для внутренних авиапочтовых отправлений (с 1932) и для международных авиапочтовых отправлений (с 1939).[1] Иногда для специальных авиарейсов вводились особые расценки. Например, в 1930 и 1931 годах особый авиапочтовый сбор взимался за пересылку почты на борту дирижабля «Граф Цеппелин», в 1935 году — за пересылку почты на борту самолёта, совершающего перелёт МоскваСан-Франциско через Северный полюс.[1]