Пошаговая стратегия


Поша́говая страте́гия (англ. turn-based strategy, TBS) — поджанр стратегических игр, в которых игровой процесс состоит из последовательности фиксированных моментов времени, именуемых ходами (или шагами), во время которых игроки совершают свои действия.

Основной характеристикой пошаговых стратегических игр является дискретность игрового процесса. Игра состоит из фиксированных во времени моментов («шагов» или «ходов»), которые завершаются только по команде игрока. Во время этих ходов игрок совершает свои действия. Один ход может соответствовать промежутку во много лет в игровом мире, за которые игрок успевает управиться с событиями в каждом городе империи и отдать приказы сотням военных отрядов[1][2][3].

В большинстве пошаговых стратегий игроки совершают ходы по очереди, как в таких классических настольных играх, как шахматы и Риск[2][4]. Примерами таких игр являются Sid Meier's Civilization[5] и Heroes of Might and Magic[6].

Существует тип стратегических игр, которые обычно относят к пошаговым, но игроки в них делают ходы одновременно. Иногда их еще называют пошаговыми стратегиями в реальном времени или tick-based strategy (от англ. tick — метка). В таких играх все игроки совершают игровые действия одновременно и в реальном времени. Когда игрок заканчивает возможные или желаемые действия, он отмечает, что готов к следующему ходу. После того, как все игроки просигнализировали о завершении хода, начинается следующий ход. Игры данного типа часто относят к пошаговым стратегиям, потому что в основе игрового процесса лежит «пошаговость», несмотря на то, что действия совершаются одновременно. Примером такой игры может служить Age of Wonders [6][7].

Некоторые стратегические компьютерные игры комбинируют в себе элементы пошаговой стратегии и стратегии в реальном времени. Такие игры, как Lords of the Realm от Impressions Games и Total War от Creative Assembly используют пошаговую механику на уровне глобальной стратегии и управления, а тактические сражения происходят в реальном времени. Тем не менее, исход сражений зачастую зависит от решений принятых во время пошаговой фазы, и в целом игровой процесс ближе к пошаговым стратегиям, чем к стратегиям в реальном времени. Во многих «гибридных» играх сражения в реальном времени могут быть пропущены, а их исход рассчитан автоматически[5][8].

Компьютерные пошаговые стратегии происходят от настольных стратегических игр, в которых игроки, как правило, совершали действия по очереди[2]. До 1990 года почти все стратегические компьютерные игры были пошаговыми[9]. Большинство первых пошаговых стратегий были либо вариациями существующих настольных игр, либо в той или иной степени были вдохновлены ими[10].