Предметизация


«Предметизация» (англ. Cataloging или Subject cataloguing) — в библиотечном деле — интеллектуальный или автоматический анализ содержательных и формальных признаков документа с целью его свертывания и отражения в поисковой системе с помощью языка предметных рубрик (ЯПР). Предметы и явления действительности, получившие содержательное отражение в документе с помощью знаков естественного языка, называют предметом документа. Предметизация позволяет выразить документ и некоторые формальные признаки документа с помощью предметных рубрик. Объектом предметизации может являться отдельный документ, его составная часть или совокупность документов.[1]

Исторически предметные рубрики образовались на базе инвентарных описей средневековых монастырских библиотек. В этих описях указывалось сокращенное заглавие книги, иногда и начальные фразы произведений.[3] В XVI—XVII вв. при описании книг стали выделять уже не первое, а ударное в смысловом отношении слово. Во второй половине XIX века в разных странах мира стали создаваться предметизационные системы (каталоги, указатели). Так, в странах немецкого языка (Германии, Швейцарии, Австрии) было распространено два вида таких систем: каталог ключевых слов из заглавия и предметный каталог, представляющий тему книги в виде предметной рубрики.[4]

Важным моментом в те­ории предметизации считается издание в 1876 г. "Правил словарного каталога" американского библиотековеда Чарльза Каттера (1837-1903). Правила Каттера три четверти столетия использовались почти в неиз­менном виде, особенно в практике американских библиотек. Однако стоит отметить, что до их появления предметные каталоги уже существовали во многих странах, например, австралийский библиотекарь Андерсен составил предметный указатель к алфавитному каталогу и разработал правила предметизации, напоминающие методику Каттера, абсолютно независимо от последнего.[4]

Предметный каталог в двух его разновидностях - как каталог ключевых слов из заглавия (Stichwort) и как каталог, формулирующий тему документа в виде предметной рубрики (Schlagwortkatalog), был распространен в странах немецкого языка - в Германии, Швейцарии, Австрии. В дальнейшем в разных странах были разработаны национальные инструкции по предметизации.