Роскошь


Предметы роскоши (товары премиум-класса, товары люкс-класса, англ. luxury goods) — одежда от кутюр[1], автомобили премиум- и представительского класса и спорткары, аппаратура класса High End, часы (преимущественно швейцарские) и тп.

Представители апологетического направления защищали роскошь, обосновывая её существование тем, что расточительство высших классов дает низшим дополнительные рабочие места и стимул к развитию. Апологетическое направление получило большой импульс в годы монархии во Франции в конце XVIII — первой половине XIX века, когда королевский двор обладал статусом самого роскошного в Европе. Тезисы в защиту роскоши выдвигали Сен-Ламбер[2], Анри Бодрийярruen[3] во Франции и Бернард Мандевиль[4] в Англии.

Ригористы подвергали роскошь критике, указывая на то, что она является причиной нищеты представителей низших классов, ведет к моральной распущенности и нравственной деградации и в итоге ослабляет государство. В качестве примера в сочинениях ригористов приводились город Сибарис и государства Азии (т. н. «азиатская роскошь»). Известными ригористами были утописты (Сен-Симон)[5] во Франции, Аддам Сиббит[6] и Эмиль Лаверье[7] в Англии. В своей работе Э. Лаверье доказывал инстинктивность роскоши по аналогии с феноменами биологического мира (в частности, по аналогии с инстинктом птиц к украшению своих гнезд) и однозначно определял роскошь как негативный феномен системы, поскольку, по его мнению, наряду с дороговизной и редкостью, атрибутом роскоши можно считать её временный характер, который выражается в физическом уничтожении предметов роскоши их владельцами.

Из социологов первым исследовал роскошь Вернер Зомбарт. Он ввел разделение альтруистической и эгоистической роскоши, а также связал развитие роскоши с изменением положения женщины в европейском обществе[8].