Présence africaine


Présence africaine — панафриканский ежеквартальный культурный, политический и литературный журнал, издаваемый в Париже (Франция), основанный Алиуном Диопом[фр.] в 1947 году. В 1949 году Présence Africaine расширился, включив в себя издательство и книжный магазин на улице Эколь в Латинском квартале Парижа. Журнал оказал большое влияние на панафриканское движение, борьбу за деколонизацию бывших французских колоний, а также на рождение движения негритюда.

Рождение журнала является частью движения панафриканизма, идеи которого впервые были выражены еще в начала двадцатого века. Интеллектуалам, внесшим вклад в развитие идей панафриканизма, не чужды также идеи сюрреализма и марксизма. В 1936 году Народный фронт противостоит африканцам, живущим во Франции в политической и профсоюзной сфере, и эта тенденция находит отражение и в Сенегале. В конце концов свобода, завоеванная в конце Второй мировой войны, остро ставит вопрос о суверенитете народов и культур в глобальном масштабе, особенно это касается стран Африки. Мало-помалу периодические издания (La Revue du Monde Noir, Légitime Défense, L'Étudiant noir, Tropiques, издаваемые Эме Сезером, и так далее) в начале 1940-х годов начинают давать слово чернокожему населению, публикуя работы его представителей.

Первый номер журнала был опубликован в ноябре 1947 года Алиуном Диопом, профессором философии сенегальского происхождения, а также группой интеллектуалов, писателей, социологов и антропологов из Африки, Европы и Америки (среди них — Эме Сезер, Леопольд Седар Сенгор, Альбер Камю, Андре Жид, Жан-Поль Сартр, Теодор Моно, Жорж Баландье, а также Джеймс Болдуин, Пикассо и так далее).

В первом выпуске — с предисловием Андре Жида — Алиун Диоп заявляет: «журнал не находится под идеологическим или политическим послушанием. Он хочет открыть для сотрудничества всех людей доброй воли (белых, желтых или черных), которые, вероятно, помогут нам определить африканскую самобытность и ускорить ее внедрение в современном мире».

Журнал пользуется успехом, и уже в 1949 году создается одноименное издательство. Первая опубликованная статья — противоречивая работа бельгийского миссионера Пласида Темпельса (1906—1977). В следующем 1950 году Алиун Диоп соглашается опубликовать рукопись Джозефа Зобеля, от которой отказались в редакции Альбина Мишеля из-за использования в тексте оборотов речи, вдохновленных креольским. Это роман La Rue Cases-Nègres, хорошо принятый во Франции и на африканском континенте. Джозеф Зобель использует свои детские воспоминания, создавая в этой работе идеальный дуэт: ребенок, который еще не имеет большого опыта в мире, и бабушка, опытная, но пытающаяся смягчить углы (сам он был частично воспитан своей бабушкой).