Смешанная республика


Сме́шанная респу́блика (президе́нтско-парла́ментская респу́блика, парла́ментско-президе́нтская респу́блика, полупрезиде́нтская респу́блика[1]) — республика, находящая баланс между президентом и парламентом.

В системе правления смешанной республики помимо президента во власти существует должность премьер-министра и правительство, причём правительство несёт ответственность перед законодательным органом государства. Она отличается от парламентской республики тем, что в ней есть всенародно избранный глава государства, который не является церемониальным лицом, а от президентской системы тем, что правительство, хотя и назначается президентом, несёт ответственность перед законодательным органом, который может заставить правительство уйти в отставку[2][3][4][5].

Веймарская республика (1919—1933) была примером ранней полупрезидентской республики, однако термин «полупрезидентская» был введён в 1959 году в статье журналиста Юбера Бев-Мери[6] и популяризирован в 1978 году в работе политолога Мориса Дюверже[7], которые предназначались для описания французской Пятой республики (созданной в 1958 году)[2][3][4][5].

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство голосов, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же выиграют противники президента, то, как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.