Пресс-релиз


Пресс-рели́з — сообщение для прессы; информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и частном лице), выпустившей пресс-релиз, изложение её позиции по какому-либо вопросу и передаваемое для публикации в средствах массовой информации (СМИ).

Пресс-релиз высших органов государственной власти и международных организаций называется коммюнике́[1]. Коммюнике, как правило, содержит официальную позицию организации в виде реакции на тот или иной информационный повод. Официальные государственные органы иногда выпускают пресс-релизы в форме «ответов на вопросы». Пресс-релиз является главным PR-документом в любой организации. Пресс-релиз позволяет организации информировать СМИ о важных событиях, произошедших в организации и являющихся интересными или необходимыми для освещения их широкой общественности и/или конкретной целевой аудитории. Пресс-релизы распространяются среди журналистов на брифингах и пресс-конференциях либо рассылаются через средства связи.

Первый пресс-релиз в истории был выпущен 30 октября 1906 года «отцом» современного PR Айви Ли (Ivy Lee) и связан с трагичным происшествием на железной дороге Пенсильвании[2]. Пенсильванская железная дорога была клиентом Айви Ли. После катастрофы он не только убедил её руководство в необходимости распространить публичное заявление, но и уговорил выделить специальный поезд для доставки журналистов к месту происшествия. Такой инновационный подход к корпоративным коммуникациям настолько впечатлил New York Times, что пресс-релиз был перепечатан в газете дословно[3]. В скором времени пресс-релизы и официальные заявления для прессы (statement) получают широкое распространение, их выпускают не только компании и государственные органы, но и частные лица.

Всё это время основным способом отправки пресс-релизов была обычная почта. Серьёзные изменения в доставке совершила PR Newswire[4]. Оснастив редакции бесплатными телетайпами, компания рассчитывала получить доход с клиентов, заинтересованных в отправке пресс-релизов в СМИ. Услуга пользовалась спросом, и к 2013 году три компании-лидеры распространения пресс-релизов рассылали в среднем 1759 новостей ежедневно.[5]

Пресс-релиз стоит писать, если есть действительно интересная новость, иначе, скорее всего, неинформативный и ненужный пресс-релиз будет оставлен без внимания журналистами, а работа над таким пресс-релизом окажется бессмысленной. Чтобы материал пресс-релиза был напечатан в целевых СМИ, желательно, чтобы он отвечал следующим правилам:

Чем лучше и точнее пресс-релиз отвечает вышеприведённым правилам, тем более вероятно, что его опубликуют в прессе или используют при подготовке материала для печати, не оставят без внимания. Если организация раз за разом будет присылать неинформативные пресс-релизы, то о других материалах, исходящих из той же организации, у журналистов сложится негативное мнение.