Преступление и наказание (опера)


«Преступле́ние и наказа́ние» — опера Эдуарда Артемьева по мотивам одноимённого романа Фёдора Достоевского на либретто Андрея Кончаловского, Юрия Ряшенцева (при участии Марка Розовского) и стихи Юрия Ряшенцева. Первоначально в сильно переработанном виде поставлена театральной компанией АНО «Театр мюзикла». Мировая премьера состоялась 17 марта 2016 года в «Театре мюзикла», Москва, Россия. Постановка и мировая премьера полной композиторской версии оперы состоялась в Санкт-Петербурге 1 декабря 2021 года[1]

Идея создания музыкальной версии знаменитого романа принадлежит Андрею Кончаловскому. Эмигрируя в 70-х годах XX века в США, он передал композитору Эдуарду Артемьеву либретто, написанное совместно с Юрием Ряшенцевым и Марком Розовским[2].

«На создание оперы меня подвиг Андрон Кончаловский. Либретто он писал вместе с Марком Розовским и Юрием Ряшенцевым, который практически не менял стиль Достоевского, филигранно нашёл рифмы и ритмы. Благодаря ему в опере появилась шарманка — Достоевский писал, что Раскольников очень любил звуки шарманки, особенно зимой, когда тускло горели газовые фонари и падал снег, и это приводило его в состояние некоего сна — очень точный образ промозглого Петербурга.» (Э. Н. Артемьев)

В 1979 году Артемьев приступил к написанию партитуры[3]. В последующие тридцать лет было создано множество эскизов, которые его не устраивали, и работа начиналась заново. Первоначально задумывалось, что произведение под названием «Раскольников» будет оперой в ключе мистерии, но постепенно жанр перерос в зонг-оперу, которая в результате эволюционировала в рок-оперу (2016). В настоящее время обозначение жанра произведения как «опера» и «рок-опера» в различных публикациях сосуществуют.

«В музыке я был ничем не ограничен. Опера сделана в полистилистике — там большой симфонический оркестр, рок, джаз, фьюжн, электроника, русский фольклор, православное песнопение, городской романс, кабацкая музыка — всё это соответствует тому, что есть у Достоевского.» (Э. Н. Артемьев)

Работа над музыкальным материалом была завершена в 2007 году. Осенью был выпущен и презентован двухдисковый альбом. В его записи приняли участие Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Хор Академии хорового искусства и несколько ансамблей различных музыкальных направлений. Вокальные партии исполнили Владимир Ябчаник (Родион Раскольников), Наталья Сидорцова (Соня Мармеладова), Юрий Мазихин (Порфирий Петрович), Александр Маракулин (Свидригайлов), Галина Борисова (Алёна Ивановна) и другие. Планировалось, что задумка оживёт на театральной сцене через год[3] (рассматривался «Театр киноактёра»)[4], однако этого не случилось. Кончаловский даже пытался передать режиссуру в другие руки, но смельчаков не нашлось[4].