Прет-а-порте


Прет-а-порте́ (фр. prêt-à-porter, букв. «готовое к носке»[1]) — модели готовой одежды, поставляемые крупными модельерами в массовое производство[2][3]. Одежда продаётся как в маленьких магазинах — бутиках, так и в крупных универсальных магазинах. Эти модели могут быть созданы вне салонов мод, для массового производства, но также в более эксклюзивном порядке по дизайнам ведущих модельеров.

Производство готовой одежды имеет давнюю историю, и считается, что она имеет даже более давнюю традицию, чем история высокой моды. Историки костюма отмечают, что ещё во времена Великой французской революции, после того как были отменены цеховые ограничения, получили распространение конфекционные магазины, торгующие готовой одеждой. Во время англо-американской войны 1812—1815 годов в США серийно выпускалась готовая военная форма. В 1820—1830-х годах, сначала во Франции, а затем и в других европейских странах функционировали предприятия, производящие конфекционную одежду. В этих случаях речь идёт прежде всего о серийном изготовлении практически только мужского платья, так как женские наряды требовали более индивидуальных характеристик. Распространению производства готового платья способствовало появление бумажных выкроек и первых универсальных магазинов и особенно появление швейных машинок. Начиная с 1850-х годов усовершенствованные швейные машинки стали массово применяться в пошивочных ателье. Распространению индустрии готового платья способствовали Первая мировая война и, как результат, массовое применение женского труда в промышленности, что вызвало необходимость в массовой, практичной и недорогой одежде. Становлению линий готового платья способствовало также создание системы лицензирования продаж одежды. Кризис индустрии от-кутюр был вызван Второй мировой войной, когда многие дома моды были вынуждены отказаться ориентироваться только на вкусы богатой клиентуры. Постепенно они стали ориентироваться на более демократичную публику, что привело к производству под своей маркой линий готового платья, различных аксессуаров, галантереи и т. д. Несмотря на это, во Франции сохранялся индивидуальный пошив одежды, в отличие от США, где производство готовой одежды приобрело массовый характер. В 1950-х годах понятие «прет-а-порте», происхождение которого связывают с дизайнером Альбертом Ламперером, вытеснило термин «конфекция», так как оно стало ассоциироваться с невысоким качеством[4].