Призвание варягов


Призвание варя́гов — летописный сюжет о приглашении на княжение славянскими племенами ильменских словен и кривичей и финно-угорскими племенами чуди, мери, а также, возможно, веси — варягов во главе с Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором в Ладогу или Новгород и другие города, которое, согласно русским летописям и кормчим книгам, произошло в 862 году[1][2].

Источником летописного рассказа о призвании варягов во главе с Рюриком считается династическая этиологическая легенда русских князей, согласно которой Рюрик был прародителем княжеского рода, что отражено в древнерусском княжеском именослове, в котором имя Рюрик начинает использоваться с 1060-х годов. Династическая легенда закрепилось в древнейшем русском летописании и древнерусском политическом сознании. В летописании и политической литературе XVI века («Сказание о князьях Владимирских») образ Рюрика был переосмыслен, под влиянием польской историографии князь был представлен потомком римского императора Августа и выходцем из Пруссии, а сказание о нём было объединено с новгородским нарративом о первом новгородском посаднике Гостомысле[2].

Традиционно, начиная с русской летописи «Повести временных лет» начала XII века[3][4] и до настоящего времени[5][6], призвание варягов считается началом истории Руси и отправной точкой русской государственности. В исторической науке призвание варягов является предметом споров. Нет общепринятой точки зрения ни на датировку этого события, ни на конкретные его обстоятельства, ни на сам факт призвания варягов[7][2].

Одно из первых письменных упоминаний варягов, где выделялся их особый правовой статус на Руси, содержится в текстах списков Русской Правды XIII—XV веков. Другим древним сохранившимся источником сведений о событии является сказание о призвании варягов[2], содержащееся в списках «Повести временных лет» XIV—XVI веков, восходящих к редакциям начала XII века. Это сказание одними исследователями рассматривается как запись устного предания, другими — как книжный конструкт. Независимым от «Повести временных лет» источником является Новгородская первая летопись младшего извода XV века, также содержащая сказание о призвании варягов, однако «Повесть временных лет», созданная в начале XII века, и Новгородская первая летопись, по мнению филолога и ведущего исследователя летописания А. А. Шахматова (концепция которого по истории летописания в основных деталях принята большинством учёных), восходят к общему источнику конца XI века, названному им «Начальный свод» и уже содержавшему сказание о призвании варягов. Текст «Начального свода» частично сохранился также в Новгородской четвёртой и Софийской первой летописях XV века[8][9]. Все прочие источники, упоминающие призвание варягов, напрямую или опосредованно заимствуют информацию об этом событии из ранних летописей.