Признание России террористическим государством


Международная дискуссия о признании России террористическим государством или страной — спонсором терроризма или страной, использующей террористические методы, получила развитие в 2020-х годах на фоне действий России в российско-украинской войне, гражданской войне в Сирии и других конфликтах, поддержки террористических организаций и стран — спонсоров терроризма, убийств и покушений на политических оппонентов в России и в других странах и т. д.

После начала вторжения на Украину в 2022 году Украина, Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Нидерланды, Словакия, а также Парламентская ассамблея ОБСЕ, Парламентская ассамблея Совета Европы, Европейский парламент и Парламентская ассамблея НАТО в различных формулировках объявили российский режим террористическим из-за систематического насилия против мирного населения, намеренных ударов по гражданским объектам и гражданской инфраструктуре и других примеров насилия и устрашения украинцев для достижения политических целей.

Общественная и политическая дискуссия о террористическом характере России при режиме Владимира Путина получила развитие после начала российско-украинской войны (в том числе захвата Крыма, оккупации части Донецкой и Луганской областей, сбития российской системой «Бук» пассажирского Boeing 777) и общей переориентацией российской внешней политики на конфронтацию со странами Запада[1].

При этом именование России страной — спонсором терроризма или террористическим государством до 2022 года часто ограничивалось риторическим приёмом. Так министр обороны Великобритании Майкл Фэллон назвал Россию спонсором терроризма за поддержку вооружённых групп на востоке Украины[2]. Украинский премьер Арсений Яценюк называл Россию террористическим государством из-за атак на объекты энергетической инфраструктуры[3]. Президент Литвы Даля Грибаускайте использовала такую же характеристику, призывая европейское сообщество коллективно противодействовать российской агрессии. Формального веса эти заявления не имели[4].

В силу наличия в США закона о странах — спонсорах терроризма обсуждение чаще затрагивало роль России в конфликтах на Ближнем Востоке. Роль России как спонсора терроризма рассматривалась в контексте поставок оружия Талибану, поддержки Ирана и его военных прокси в лице Хезболлы и Корпуса стражей исламской революции (в этом случае дипломат Майкл Карпентер[en] использовал формулировку страна — спонсор страны — спонсора терроризма), а также прямого участия в гражданской войне в Сирии для защиты режима Башара Асада и агрессии против Украины, которое вело к многочисленным жертвам среди гражданских лиц[5][6].