Примордиализм


Примордиали́зм (от лат. primordialis — первоначальный) или эссенциали́зм[1] — одно из теоретических направлений в гуманитарных науках, рассматривающее культурно отличительные и социальные группы (например, этнические и расовые) как изначальное, обязательное и всеобщее объединение людей.

Теоретическое направление получило распространение в антропологии, этнологии и социологии[2]. Является наиболее ранним направлением в этнологических исследованиях. Как концепция, примордиализм зародился в рамках немецкого идеализма Фихте и Гердера. В рамках примордиализма развивались эволюционистские представления об этносе, учения об этносе С. М. Широкогорова и Вильгельма Мюльмана  (нем.), дуалистическая концепция Ю. В. Бромлея, пассионарная теория этногенеза Л. Н. Гумилёва[3] и др. В настоящее время большинство учёных отказалось от примордиализма[2] в пользу конструктивизма и инструментализма — подходов, отрицающих изначальность этнических свойств. Примордиальные взгляды сохраняют популярность в обыденной жизни и политике.

По наблюдению В. А. Колосова, сделанном уже в 1998 году, образовавшиеся на территории бывшего СССР новые государства стали использовать в национальном и политическом строительстве примордиалистский подход: тезис о «богоизбранности» титульной нации-«страдалицы» и неизбежности в будущем конфронтации с Россией. Концепции истории, основанные на этих предположениях, Колосов[4] вслед за Флорином Тома[5] называет «лакримогенными» («слезоточивыми»).

По мнению канадского эксперта Тараса Кузьо и Пауля Деанри процесс построения украинской национальной идентичности на Украине лежит в постоянном конфликте между примордиалиальным подходом и «креольным» консервативным подходом. С одной стороны историческая мысль в рамках построения национальной идентичности отходит от «колониального мышления в котором понятие украинской идентичности было запретным», с другой стороны часть гражданского общества противится «новой парадигме как таковой что нарушает существующий исторический нарратив построенный в рамках советской и российской историографии»[6]. Кузио отмечает, что при этом на уровне элит сформировался консенсус на основании которого предполагается построение украинского государства — создание независимых институций, территориальный суверенитет, децентрализованное унитарное государство а также консолидация нации на основании национальных символов[6].