Приход


Прихо́д (греч. παροικία, ἐνορία) — религиозная община христиан, состоящая из клира и мирян, объединённых при храме[1]. В ряде стран Западной Европы (например, в Ирландии, Англии, Португалии) церковным приходам соответствуют по территориальному охвату наименьшие административно-территориальные единицы.

Греческое слово Ἐκκλησία (экклесия) стало употребляться в значении — собрание христиан, христианская община.

В текстах канонов Вселенских соборов встречается термин Παροικία (Парикия), который переводят на церковнославянский язык как «приход». Например, в «Книге Правил» — правило 25-е Трулльского собора (VII) словоупотребление παροικία употребляется в значении «землячество», «поселение (колония)», позднее — «пребывание чужеземцем без прав гражданина»[2][3] от греческих слов παρά — «близ» и οἶκος — «дом»).

Парикия (приход) в раннем христианстве представляла собой элементарную форму церковного союза — церковный район населения, имеющий свой особый храм с епископом, совершающим священнодействия[4]. Для церковных отношений в раннем христианстве для прихода был необходим особый епископ, так как «церковь без епископа не бывает»[5]. В результате распространения христианства из городов вглубь селений сложились новые отношения. Возникли небольшие христианские общества, в которые ставить епископа было неудобно ввиду небольшого количества прихожан и для их управления ставили пресвитеров. Позднее парикия — это община, управляемая пресвитером[6].

Также, как в ранней христианской церкви, в Русской Церкви до XIX века прихожане сами избирали кандидатов в духовенство своего храма, представляя епископу так называемые «заручные прошения» (поручительства), получившие распространение после Владимирского собора 1274 года. На вакантное (праздное) место в приходском причте кандидат либо избирался прихожанами, либо назначался князем или боярином (если храм находился на земле вотчинника); после чего ставленник представлялся правящему архиерею для рукоположения. Хотя окончательное решение при поставлении клирика принадлежало епископу, на практике в большинстве случаев архиерей доверял мнению прихожан или вотчинника.

В синодальную эпоху значение выборного начала при замещении церковных мест неуклонно снижалось на протяжении XVIII века и концу века было сведено к выяснению мнения «лучших прихожан» о нравственных качествах ставленника; важной причиной такой тенденции был введённый образовательный ценз для лиц духовного звания: ставленник должен был быть выпускником духовной школы, а также укоренение практики наследования должности. В 1841 году устройство приходов было урегулировано Уставом Духовных Консисторий (переиздан с дополнениями и изменениями в 1883 году), а также рядом иных нормативных документов. Учреждение и закрытие приходов относилось к компетенции Святейшего Синода, но право установления границ между приходами предоставлялось епархиальному архиерею.