Причастное вино


Причастное вино (священное, церковное, алтарное) — вино, предназначенное для использования в таинстве Евхаристии (причастия). Если Святые Дары не смешиваются, то вино принимают после причастного хлеба (опреснока, просфоры, гостии).

Вино использовалось в самых ранних празднованиях Вечери Господней как символ Крови Христовой (о чём свидетельствует апостол Павел в 1Кор. 10:16).

В ранней Церкви и духовенство, и миряне получали освящённое красное вино в чаше после вкушения освящённого хлеба. Из-за ряда факторов, главным образом из-за дефицита вина на севере Европы (где климат не подходит для виноградарства), питьё вина из чаши в Средние века стало доступным только священнослужителям, в то время как паства причащалась хлебом. Эта практика ослабила символическую важность красного цвета вина, призванного напоминать кровь Христову, так что Католическая церковь разрешила причащаться и белым вином[1].

Восточные церкви (включая восточнокатолические) продолжали совершать Евхаристию для верующих в обеих формах. Правда, в допетровской России при отсутствии в храме вина его заменяли другими алкогольными напитками: вишнёвой наливкой, перебродившим яблочным квасом[2].

Большинство литургических церквей, таких как Католическая церковь и Православная церковь, требуют, чтобы для таинства использовалось чистое вино из винограда. Для причащения сотни человек требуется приблизительно полбутылки вина[3]. Некоторые протестантские конфессии (например, методистские церкви), не одобряющие употребление алкоголя, заменяют вино виноградным соком[4]. Ввиду недоступности вина именно соком причащали верующих православные священники в сталинских лагерях[2].

В восточном христианстве причастное вино обычно красного (или розового) цвета, что символизирует переход от вина к крови Иисуса Христа (который, как считается, происходит во время Евхаристии). В большинстве православных церквей к причащению допускается только беспримесное[5] красное виноградное вино[6]. Греческая православная церковь традиционно использует сладкие вина Мавродафни и Нама, Грузинская — Зедаше, тогда как Русская православная церковь с XIX века предпочитает сладкий же Кагор. Использование приятных на вкус сладких вин распространилось, вероятно, с целью предотвращения рефлекторного выплёвывания Святых Даров причащаемыми младенцами[7]. Православное духовенство получает освящённое вино путём питья из чаши (без смешения Тела и Крови), а паства — после смешения с хлебом на специальной причастной ложке.