Провансальская литература


Провансальская, или окситанская, литература — литература, созданная на окситанском языке на территориях исторической области Прованс[1]. Развивалась в тесном взаимодействии с литературами на французском, каталанском, испанском, итальянском языках и на смешанном франко-провансальском наречии[2]. Наиболее ранние памятники относятся к X веку; расцвет пришёлся на XI—XIV века и связан с творчеством трубадуров[3]. Пережив продолжительный спад, провансальская литература обрела новую жизнь в XIX веке, в том числе благодаря деятельности литературного общества фелибров. Основанное в 1854 году Жозефом Руманилем, оно способствовало возрождению и популяризации окситанского языка. Наиболее выдающимся из фелибров был поэт и лексикограф Фредерик Мистраль, в 1904 году получивший Нобелевскую премию по литературе. В XX и XXI веках провансальская литература продолжила своё развитие, причём многие из её авторов писали как на окситанском, так и на французском языке.

Наиболее ранние из известных памятников провансальской литературы создавались в конце X — середине XI века при монастырях[1]. К ним относятся, в частности, анонимная поэма «Боэций» (ок. 1000) — переложение на провансальский язык начала сочинения Боэция «Утешение философией» — и «Песнь о святой Фе Аженской» (сер. XI века)[3][1][2]. Постепенно развивались также религиозная поэзия и проза (проповеди, поучения и т. п.) на народном языке[4].

В конце XI века возникла поэзия трубадуров, расцвет которой пришёлся на XII—XIII века[2]. Они стали первыми профессиональными поэтами, создававшими свои произведения не на латыни, а на провансальском языке[5]. Самым ранним из трубадуров был Гильом Аквитанский, граф де Пуатье (1071—1127), воспевавший чувственную любовь. Его современник Джауфре Рюдель, напротив, воспел идеальную любовь к далёкой принцессе[6]. Среди других известных имён — Серкамон, Маркабрюн, Раймбаут Оранский, Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн, Арнаут Даниэль, Рамбаут де Вакейрас, Гираут де Борнель, Пейре Карденаль и др.[3][1][7] Общественное положение трубадуров было весьма разнообразным: так, Бернарт де Вентадорн был сыном пекаря, Фолькет Марсельский — купцом, а позднее епископом, Элиас Кайрель[fr] — резчиком, Арнаут де Марейль — нотариусом, и т. п. Тем не менее основными центрами поэзии трубадуров были рыцарские замки, и в ней преобладают аристократические тенденции[8]. Всего до нас дошло около 500 имён трубадуров, в том числе около 30 женщин (Беатриса де Диа, Азалаис де Поркайрагас и др.)[8][9].