Проворный (паровоз)


«Проворный» — паровоз, открывший движение по Царскосельской железной дороге, первой в России железной дороге общего пользования. Был изготовлен на заводе Стефенсона.

К открытию Царскосельской железной дороги заводом Стефенсона было поставлено 2 паровоза, один из них прибыл в порт Кронштадта 12 октября 1836 года[1], другой в 1837 году. 3 ноября 1838 года им были присвоены имена — Проворный и Стрела[2].

Один макет первоначально был установлен в специально построенном павильоне на территории Витебского вокзала в Санкт-Петербурге. Этот макет был изготовлен к 150-летию железных дорог России, которое отмечалось в 1987 году. Поскольку сам паровоз не сохранился, о наличии технической документации на него на тот момент было неизвестно, основным источником для воссоздания паровоза была его модель, изготовленная в 1838 году в масштабе 1:4. Макет «Проворного» и трёх вагонов изготавливался сотрудниками и студентами Ленинградского института железнодорожного транспорта. Макет изготавливался на базе депо Ленинград-Балтийский, в создании макета также принимали участие электровагоноремонтный завод и ряд локомотивных депо, изготовивших колёсные пары, системы рессорного подвешивания и рамы. Макет был отреставрирован в преддверии 170-летнего юбилея российских железных дорог. Тогда же был отреставрирован и павильон[4]. В октябре 2017 года павильон был демонтирован, а макет перемещён на станцию Царскосельская Южной трассы МОЖД, где он должен пройти реставрацию и обрести новое «место жительства»[5].

В здании Витебского вокзала в Санкт-Петербурге был открыт памятник Ф. А. фон Герстнеру. Скульптура изображает его с макетом английского паровоза «Проворный» в руках[6].