Прогресс (конструкторское бюро)


«Запорожское машиностроительное конструкторское бюро „Прогресс“ имени академика А. Г. Ивченко» — советское и украинское государственное предприятие, конструкторское бюро, в сферу деятельности которого входит проектирование, изготовление, испытание, доводка, сертификация, постановка на серийное производство и ремонт газотурбинных двигателей авиационного и промышленного применения[2].

По состоянию на 2013 год авиадвигатели, разработанные ГП «Ивченко-Прогресс», применялись на 59 типах летательных аппаратов в 122 странах мира[4]. Суммарная наработка парка двигателей по состоянию на 2012 год составляла более 2 100 000 часов[2]. Высокий уровень конструкторских разработок авиационных двигателей предприятия ГП «Ивченко-Прогресс» подтверждён сертификатами Госавиаслужбы Украины, авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета стран СНГ и Bureau Veritas.

5 мая 1945 года приказом № 193с Народного комиссара авиационной промышленности СССР А. И. Шахурина на авиационном заводе № 478 в г. Запорожье Украинской ССР было создано серийное конструкторское бюро (СКБ). СКБ создавалось как предприятие при заводе, в ведении 8-го Главного управления Наркомата авиационной промышленности (ГУ НКАП). Цель создания данного конструкторского бюро — доводка и освоение в производстве авиационного мотора М-88Б. Основу коллектива нового СКБ составляли специалисты моторного завода № 478. Численность персонала — 57 человек.

В 1946 году, по приказу № 414сс от 1.07.1946 года, на базе СКБ было создано опытное КБ (ОКБ-478) по поршневым моторам средней мощности. Тогда же начальником ОКБ был назначен кадровый конструктор завода А. Г. Ивченко (с 1963 г. ставший генеральным конструктором предприятия). После 1948 года всем созданным в КБ двигателям присваивалось наименование «АИ» (Александр Ивченко).

ОКБ до 1953 года занималось поршневыми авиадвигателями, затем передав все свои наработки в Воронеж, переквалифицировалась только на разработку ТВД и ТРД.

В соответствии с постановлением Правительства СССР от 30.11.1955 года: «О создании 4-моторного пассажирского самолета и двигателя для него» в ОКБ-478 началась разработка турбовинтового двигателя АИ-20 для Ил-18.