Продвижение


Продвижение (также промоушн — от англ. promotion) — комплекс рыночной деятельности (маркетинговых мероприятий), целями которых являются увеличение доли товара, услуги, компании или бренда, занимаемой ими на рынке; вывод товара на рынок; увеличение их узнаваемости; привлечение новых клиентов, повышение эффективности продаж через коммуникативное воздействие на персонал, партнёров и потребителей[1].

Использование этого термина для обозначения рекламы или публичности впервые зарегистрировано в 1925 году[3]. Это может быть сокращение связанного термина «стимулирование продаж», который является одним из элементов более широкого набора инструментов, используемых в маркетинговых коммуникациях. Термины «рекламные» и «маркетинговые коммуникации» могут использоваться как синонимы, но на практике последние используются более широко[4].

В маркетинговую практику термин «продвижение» был введён американским учёным Нейлом Хоппером Борденом, который презентовал его в известном комплексе «4P» (product, place, price, promotion)[5].

Цели продвижения и, следовательно, его план могут иметь широкий диапазон, в том числе: увеличение продаж, принятие нового продукта, создание бренда, позиционирование, конкурентное преследование или создание корпоративного имиджа[7].

Термин «продвижение», как правило, используется внутри маркетинговой функции. Для публики или рынка такие фразы, как «специальное предложение», встречаются чаще.

В маркетинге есть достаточно много видов, к которым относятся[8]: менеджеристский, интегрированный, стратегический, социально ответственный (этический), прямой иинтернет-маркетинг (некоторые исследователи полагают, что интернет-маркетинг — это применение уже привычных нам инструментов маркетинга в сети Интернет; другие же считают, что интернет-маркетинг следует рассматривать, как отдельную категорию, которая имеет свою специфику и особенности[9]).