Прозелитизм


Прозелити́зм (от греч. προσήλυτος «обращённый; нашедший своё место») — стремление обратить других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели.

Прозелитизм одобряется не во всех религиях (религиозных течениях): в эндогамных этноконфессиональных общинах друзов и алавитов он напрямую запрещён. Но для большинства мировых религий на том или ином этапе развития прозелитизм характерен как естественный способ экспансии организации.

Христианство, особенно на ранних этапах, было религией активного прозелитизма. Обряд обращения — крещение — в христианстве прост и может осуществляться в массовом порядке. Как правило, новообращённый христианин сразу получал статус полноправного члена христианской церкви. В поздние времена, когда христианство стало государственной религией, прозелитизм в отдельных случаях мог принимать насильственные, а иногда гротескные формы («рисовый прозелитизм» в Индии и Китае[1]). В ряде случаев насильственного обращения большие группы «новообращённых» не считались полноценными христианами и длительное время сохраняли более низкий общественный статус — мориски и марраны в Испании, кряшены в Татарстане.

Ислам был и остаётся религией активного прозелитизма: дават — призыв, приглашение к переходу в ислам[2]. Человек считается обратившимся в ислам с момента, когда при свидетелях произнесёт символ веры, именуемый шахадой (Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммед — посланник Аллаха). В исламе распространено мнение, что все люди рождаются мусульманами, но иногда заблудших надо «вернуть» в истинную веру. Такая лёгкость обращения в ислам, наряду с распространённой у крайних шиитов практикой «мысленной оговорки» такия, вызывает небезосновательные споры о принадлежности некоторых религиозных течений (друзы, алавиты) к исламу. Поэтому рекомендуется[3] задокументировать своё обращение сертификатом авторитетного исламского центра. Относительно обязательности обрезания для человека, принимающего ислам в зрелом возрасте, единства мнений нет, поскольку хитан упоминается в Сунне, а не в Коране. Ряд источников утверждают, что обрезание необязательно[4].