Происхождение Арнульфингов


Интерес к происхождению святого Арнульфа Мецского, основателя династии Арнульфингов, обусловлен тем, что Арнульф является первым достоверно известным предком Карла Великого. До настоящего времени ведутся дискуссии о том, кто мог быть предком святого Арнульфа.

Ни один современный Арнульфу Мецкому (около 582640) документ не говорит о его происхождении. Первые Каролинги помнили больше своё происхождение от Пипинидов, то есть по материнской линии, чем происхождение Арнульфингов. Только происхождение Анзегизеля подтверждено документально и не вызывает вопросов. Родство между Святым Арнульфом и Анзегизелем определённо описано полтора века спустя историком Павлом Диаконом.

Анализ всех этих материалов говорит о том, что ранние авторы не знают происхождения святого Арнульфа, а просто говорят, что род был несомненно благородным и знатным. Генеалогии же, появившиеся спустя полтора века, наполняют род новыми поколениями и новыми представителями поколений уже известных.

Долгое время по общепринятой среди историков позиции Арнульф Мецкий считался сыном другого епископа Мецского — Арноальда. Однако в XVII веке один из историков, изучавший Commemoratio genealogia domni Arnulfi episcopi et confessoris Christi, обратил внимание на то, что брат сенатора Анспертуса и дядя святого Ферроля святой Фирмин из Юзеса является ближайшим родственником императора Авита. Так впервые появилась гипотеза, совершенно неизвестная средневековым авторам, которая пыталась породнить Каролингов с правителями Римской империи.

Только в конце XIX начале XX века историческая наука оспорила этот тезис, что особенно присуще работам Луи Салтета. Рассматривая генеалогии в сравнении с другими современными им документами, он раскрывает их несоответствие и заявляет на этом основании, что все генеалогии Каролингов фальшивые. Это мнение, господствовавшее в течение всего XX века, и сейчас имеет много сторонников.

Но критика Салтета имеет свои недостатки: обращая внимание на присутствующие в генеалогии противоречия и несоответствия историческим фактам, автор не раскрывает нам методы их составления, а главное причины, побудившие их авторов к созданию той или иной фальсификации. К тому же в его работах не была исследована генеалогия Фонтелльской рукописи. В 1986 году Йорг Ярнут занялся критическим изучением различных вариантов родословной Каролингов, признанных ранее ложными. По его мнению, работа средневековых фальсификаторов состояла больше в том, чтобы интерполировать подлинные факты, а не изобретать новые генеалогии. По его мнению, генеалогии основываются на интерполяции и интерпретации подлинных документов, которые были доступны епископству Меца в VIII веке.