Пролетарский завод


Пролета́рский заво́д — машиностроительное предприятие в Санкт-Петербурге, производитель судового оборудования и средств технологического оснащения для судостроения[1]. Прежние названия завода — Александровский чугунолитейный, Александровский литейный и Александровский механический. Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.

В 1789 году в Кронштадте был создан казённый литейный завод для переплавки негодных пушек и ядер. В 1801 года было решено перенести его из Кронштадта в Санкт-Петербург и разместить на Петергофской дороге. Однако на новую площадку перевели лишь одну печь и менее половины персонала. В результате вместо одного завода получилось два: Кронштадтский литейный и Санкт-Петербургский чугунолитейный, и оба они входили в состав Олонецких горных заводов[2].

Санкт-Петербургский чугунолитейный завод был перенесён на седьмую версту Шлиссельбургского тракта после разрушительного наводнения 1824 года и отстроен заново под руководством его первого директора Матвея Кларка[3].

Предприятие, получившее название «Александровский литейный завод», состояло под управлением Депортамента горных и соляных дел[4] и расположилось на левом берегу Невы, на углу Шлиссельбургского и Александровского проспекта.

В 1827 году с заводской верфи был спущен первый пароход «Наследник Александр», построеный по чертежам К. А. Глазырина. В 1829 году был построен пароход «Нева», получивший известность благодаря своему путешествию по маршруту Кронштадт-Стокгольм-Копенгаген-Лондон-Лиссабон-Гибралтар-Мальта-Константинополь-Одесса. Возглавлял морское странствие, продлившееся с 17 августа 1830 по 2 марта 1831 года, сам Матвей Кларк, матросы, кочегары и мастеровые были набраны из служащих Александровского завода[5]. За первые десять лет своего существования на заводе было построено 17 пароходов.

В 1834 году на Александровском литейном заводе были изготовлены два опытных образца металлической подводной лодки Шильдера[6]. Кроме этого К. А. Шильдер в 1836 году заказал на заводе постройку трёх паромных пароходов с ледокольнопильным механизмом[7]. Одна из четырёх опытных подводных лодок О. Б. Герна также была построена на Александровском заводе в 1863 году.