Пролеткульт


Пролетку́льт (сокр. от Пролетарские культурно-просветительные организации) — массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год.

Культурно-просветительные организации пролетариата появились сразу после Февральской революции. Первая их конференция, положившая начало Всероссийскому Пролеткульту, была созвана по инициативе А. В. Луначарского и по решению конференции профсоюзов в сентябре 1917 года.

После Октябрьской революции Пролеткульт очень быстро вырос в массовую организацию, имевшую свои организации в ряде городов. К лету 1919 года было около 100 организаций на местах. По данным 1920 года, в рядах организации насчитывалось около 80 тыс. человек, были охвачены значительные слои рабочих, издавалось 20 журналов. На Первом Всероссийском съезде Пролеткультов (3-12 октября 1920) большевистская фракция осталась в меньшинстве, и тогда постановлением ЦК РКП(б) «О Пролеткультах» от 10 ноября 1920 и письмом ЦК от 1 декабря 1920 Пролеткульт был организационно подчинён Народному комиссариату просвещения. Нарком просвещения Луначарский поддерживал Пролеткульт, Троцкий же отрицал существование «пролетарской культуры» как таковой. С критикой Пролеткульта выступил В. И. Ленин, и с 1922 года его деятельность стала замирать. Вместо единого Пролеткульта создавались отдельные, самостоятельные объединения пролетарских писателей, художников, музыкантов, театроведов.

Московский Пролеткульт в лице Б.Б. Красина привлек Ивана Тимофеевича Калинина (1892-1939) к работе в Москву из Гришинского народного хора (хор крестьян села Гришино Дмитровского уезда -1916-1918г.г.) на ответственный участок массового сектора работы Московского Пролеткульта. По инициативе И.Т. Калинина и под его руководством были созданы общежитие и Курсы по обучению и выпуску инструкторов хоровых дирижеров - пропагандистов коммунистических песен, которые по окончании курсов обучения направлялись в ряды Красной Армии для распространения специальной пропагандистской работы в 1919 году в частях Красной Армии. Ему поручили инструктирование хорового дела по Сокольническому району г. Москвы, а затем выдвинули на должность заведующего хоровой секцией Полит-Просвета Военкомата г. Москвы, где в те годы (1919-1921г.г.) сосредоточивалась вся культурная, политическая и художественная жизнь Московского гарнизона.