Пролог (часть произведения)


Проло́г (др.-греч. πρό-λογος — предисловие, от др.-греч. πρό — впереди, перед + др.-греч. λόγος — слово, речь) — в театральной пьесе вводная часть, введение, предисловие.

Прологи Эсхила и Софокла прямо указывают на то положение действующих лиц, развитие которого является содержанием драмы. Они органически входят в действие и соединяют в себе все условия драмы как по отношениям и настроениям лиц, участвующих в них, так и по форме изложения (обыкновенно — диалог). У Еврипида в прологе даётся сухое и холодное изложение событий, предшествующих началу драматического действия, а иногда и указание на развязку пьесы. Форма изложения в прологах Еврипида по большей части монологическая и притом от лица какого-нибудь божества.

В древнеримской комедии пролог представлял собой более или менее подробное изложение сюжета, точки его отправления и развития. Нередко сюда же присоединялась просьба к зрителям о ласковом приеме актёров. Во время Теренция основанием пролога служило воззвание о милостивом внимании к автору, или к распорядителю спектакля, или к тому и другому вместе. Здесь помещались и нападки на литературных противников поэта. Дошедшие до нас прологи комедий Плавта ему не принадлежат: они написаны для посмертных представлений и отличаются многословием и бессодержательностью.

Пролог одной пьесы-моралите начала XVI века сообщает, как автор, перенесённый в преддверие ада, подслушал разговор Сатаны с Люцифером о средствах соблазнить людей; его пьеса становится разоблачением происков нечистого.

У англичан название пролога носил иногда актёр, который, выходя на авансцену перед опущенным занавесом, произносил монолог в виде личного обращения к зрителям. У Шекспира в роли пролога выступает то хор, то (в «Генрихе IV») «молва», вся покрытая нарисованными языками.

Характер монолога имеют также прологи Мольера к «Амфитриону» и «Мнимому больному», Расина — к «Эсфири» («Пролог» — Piété) и т. д.