Пропаганда


Пропага́нда (от лат. congregātiō dе рrораgаndā fidē — конгрегация распространения веры[1]) — распространение взглядов, фактов, аргументов, слухов, информации (включая искажённой) или заведомо ложных сведений с целью формирования нужного общественного мнения и манипулирования общественным сознанием[2][3][4].

В отличие от обычных способов преподнесения информации пропаганда является преднамеренной и делает акцент на манипулирование для достижения заранее поставленных целей[5], при этом первоначальная цель пропаганды обычно не скрывается[6]. Пропаганда предполагает избирательное преподнесение фактов, аргументов, символики, при которых, по мнению распространителей, достигается необходимый эффект, также возможно искажение фактов или их умалчивание. В попытках достичь максимального эффекта пропагандисты могут прибегать ко лжи и отвлечению внимания[5]. Максимальная эффективность также обеспечивается психологическими и риторическими приёмами, и тем, что эти приёмы[7], как и сам факт наличия пропаганды, остаются незамеченными целевой аудиторией[8][7][9].

Изначально термин «пропаганда» был нейтральным и использовался для обозначения массового распространения информации, однако впоследствии термин всё больше приобретал уничижительный оттенок и стал ассоциироваться с манипулированием и дезинформацией[10]. «Пропагандистом» называют человека, создающего, осуществляющего или распространяющего пропаганду[11]. Противодействием пропаганде занимается контрпропаганда, которая сама по себе тоже является пропагандой[12].

Различают «белую[en]», «серую» и «чёрную» пропаганду[8][6]. «Белая» пропаганда предполагает предоставление более или менее достоверной информации из официальных источников[6] и обычно предназначена для представления самого источника пропаганды в лучшем свете или для подчёркивания превосходства каких-либо идей или идеологий[8]. Хорошим примером «белой» пропаганды являются высказывания по части национальной гордости[8]. «Серая» пропаганда предполагает тщательный подбор аргументов для воздействия на эмоции людей[8] и отличается тем, что её источник сложно определить, либо же он скрывается[6] (спонсор пропаганды остаётся неизвестен), сам факт наличия пропаганды в данном случае также сложно определить[8]. При «чёрной» пропаганде источники скрываются[6] (или заявляются ложные)[13], а информация распространяется неверная[6], врага в случае «чёрной» пропаганды обычно пытаются демонизировать[8].

Пропаганда, как явление, существовала задолго до возникновения самого термина. Одним из наиболее ранних образцов пропаганды можно рассматривать преамбулу к Своду законов Хаммурапи, в которой говорится, что эти законы созданы с целью установления справедливости в стране и для защиты слабых против сильных. Содержание же самих законов в основном направлено именно на защиту интересов богатых и зажиточных слоёв за счёт подавления и эксплуатации бедных и бесправных жителей[19].