Пропаганда во время Второй мировой войны


Во время Второй мировой войны необходимость мобилизовать вооружённые силы и население для ведения тяжёлой войны, а также воздействовать на вражескую армию и население занятых вражеских территорий обернулась расцветом в воюющих странах различных пропагандистских технологий, которые стали неотъемлемой частью самой войны. В ход шли не только плакаты и листовки, но и звукозаписи, радиопрограммы, прямые пропагандистские аудиотрансляции на вражеские окопы, создание коллаборационистских организаций.

Уровень обработки целевых групп подчас оказывался очень высок. Например, по свидетельствам очевидцев, значительная часть населения Германии даже в начале весны 1945 года была уверена в грядущей победе, тогда как на самом деле исход войны, казалось бы уже был предопределён.

Учитывая специфику условий, в которых создавались агитационные материалы, нет ничего удивительного в том, что многие из них современному человеку кажутся излишне жестокими, некоторые — слишком натуралистичными или напротив, карикатурными.

С 1933 по 1941 годы образ нацистской Германии испытал трансформации несколько раз: с 1933 по август 1939 года — образ Германии как врага при разделении (не отождествлении) нацистского государства и немецкого народа; с августа 1939 по май-июнь 1941 — снятие антинацистских и антифашистских акцентов; с мая 1941 по 22 июня 1941 — возвращение в пропаганду образа нацистской Германии как основного врага и потенциального противника в предвоенных условиях.

Этой деятельностью занималось Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Отделение по работе с войсками противника Главного политического управления РККА[1].

Периодическая печать была ведущей формой советской пропаганды, отражавшей как точку зрения официальных властей, так и массовые настроения. Сформированный советской пропагандой образ врага в лице Германии, нацистской верхушки и нацизма — но не немецкого народа — явился важным фактором моральнополитической подготовки СССР к войне. Существеннейшей составляющей советской пропаганды стало резкое неприятие расизма, нацизма, антисемитизма и шовинизма как проявление общечеловеческой составляющей ценностных акцентов.