Российская пропаганда


Росси́йская пропага́нда (также распространены вариации кремлёвская пропага́нда, пу́тинская пропага́нда[3]) — государственная система внедрения в стране определённой идеологии с целью поддержания существующего режима. Одна из основных тем российской государственной пропаганды XXI века — представление президента Владимира Путина сильным руководителем и «избранником», вокруг которого сплотился народ. Несмотря на рост протестных настроений и ухудшение экономической ситуации, широкий охват пропагандистских каналов обеспечивает режиму возможность внедрения этих образов в общественное мнение[4]. Кроме того, инструменты «мягкой силы» позволяют обосновать экспансию против соседних стран и давление на противников режима[4].

Для этих целей государство контролирует федеральные телеканалы и крупные печатные издания. В 2014 году государственные СМИ являлись основным источником информации для 60—70 % населения России[5][6]. После массовой ликвидации независимых СМИ в 2022 году в ходе российского вторжения на Украину в России была фактически введена военная цензура, которая жёстко пресекала любые попытки распространения антивоенной или антипутинской позиции[7][7][8][9][10].

Одной из ключевых тем российской пропаганды является представление Запада и НАТО как постоянных врагов и агрессоров. Государственные и провластные СМИ регулярно подчёркивают роль России как миротворца в российско-украинском конфликте и освободителя населения Восточной Украины[11][12]. На 2021 год государственные телеканалы продолжали оставаться основным инструментом российской пропаганды и главным источником информации для более чем 60 % российского населения, в основном представленного пожилыми людьми и сельскими жителями. В период войны большинство населения имело доступ только к информации, распространяемой властями. 24 февраля 2022 года Роскомнадзор потребовал от журналистов использовать только информацию из «официальных российских источников»[13][13][14]. В 2022 году российская пропаганда пыталась представить Украину как неонацистское государство, распространяя утверждения о широком присутствии неонацистов и фашистов в стране и поддержке кризиса со стороны США[15][16][17].

С распадом СССР и ухудшением экономической ситуации в 1990-е годы государственная пропаганда исчезла из российских медиа[18]. Тем не менее, президент Борис Ельцин упоминает в своих воспоминаниях о пропагандистской кампании во время выборов 1991 года[19]. Позднее назначенный новым президентом страны на пост главы ВГТРК Егор Яковлев заявлял, что «политики и пропаганда, уже новая наша многопартийность сотворяют с народом опять что-то недостойное»[20].

Историк С. Ю. Пантелеев различает несколько периодов становления идеологии и пропаганды государственных структур[21]:

Политологи отмечают, что практики «топорной» пропаганды, отработанные во второй половине 1990-х годов, перекочевали в медиа путинской эпохи[25][26].