Проповедь


Про́поведь в широком смысле — выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник.

Понятие «проповедь» очень обширное и поэтому трудно поддаётся однозначному определению. По наиболее распространённому в христианской среде определению, проповедь — это речь религиозного характера, произносимая священнослужителем в церкви, и имеющая своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение Иисуса Христа. Однако это современное понимание не охватывает всех форм проповеди, существующих как в историческом, так и в географическом пластах человеческой культуры. Например, в это определение не входят различные виды поучений, существующие с дохристианского периода, и получившие своё развитие в других религиях и учениях. Кроме этого, данное определение исключает наставления, преподаваемые в иных формах, отличных от устной речи.

М. Фасмер полагает старославянское слово проповѣдати калькой лат. praedicāre[1] — «оповещать», «возвещать»; но неверность такого утверждения очевидна[источник не указан 2351 день].

Более вероятным представляется, что оно калькирует греч. προανακηρύσσειν — «провозглашать», «провозвещать»; причём следует иметь в виду, что в старославянских (церковнославянских) памятниках проповѣдати реализуется в 3-х значениях: 1) «проповедать»; 2) «предвещать», «провозвещать»; 3) «ходатайствовать».

Слова с этим корнем в русском языке обычно имеют отношение к внутренней жизни человека: заповедь, совесть, исповедь, ведун, ведать, вещий и др.

Корень вѣд восходит к санскритским корням «vid» и «ved». В санскрите и других индоевропейских языках встречаются слова, основанные на глагольном корне «вид» (знать): «vidvan» (скр.) — сведущий, обладающий знанием; «videja» (зендск.) — знание, наука; «vitan» (гот.) — обращать внимание, но, наряду с этими словами, не мало и таких, корнем которых считается «вед»: «vedmi» (скр.) — знаю, «veda» (скр.) — знание, «ved» (перс.) — знающий, учёный, и многие другие.