Прорыв блокады Ленинграда (диорама)


Музе́й-диора́ма «Проры́в блока́ды Ленингра́да» — был открыт 7 мая 1985 года и посвящён прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 года во время операции «Искра». Находится в 40 км от Санкт-Петербурга.

Входит в состав музейно-мемориального комплекса «Прорыв», основанного в 1990 году на базе данного музея-диорамы. Размещён в гранитном помещении, сооружённом в виде дота времён Великой Отечественной войны и вмонтированном в архитектурную конструкцию левобережного пандуса Ладожского моста близ деревни Марьино в Кировском районе Ленинградской области, на месте, где происходили ожесточённые бои.

Идея создания художественно-документального полотна зародилась ещё в 1944 году. Тогда же появились и первые варианты эскиза. Однако из-за нехватки средств тот проект так и не удалось осуществить.

В 1980 году Управлением культуры Леноблисполкома было инициировано возобновление проекта. Художники принялись создавать форэскизы с отдельными сюжетами, относящимися к боевым действиям при прорыве блокады Ленинграда. Официально работа над созданием диорамы началась в 1982 году. К осуществлению проекта приступили ленинградские художники и участники обороны Ленинграда В. И. Селезнёв, К. Г. Молтенинов и Б. В. Котик. На первых этапах они создавали диораму в кинозале Нахимовского училища, но после художникам оказал содействие магазин «Океан», находившийся на Петроградской стороне, предоставив им большой торговый зал. В 1983 году к созданию диорамы подключился художник-график Н. М. Кутузов.

Когда для диорамы было относительно сооружено вмонтированное в архитектурную конструкцию левобережного пандуса Ладожского моста помещение, в него перевезли и холст. При транспортировке его сопровождали матросы крейсера «Аврора», которые также помогали осуществлять монтаж диорамы. Однако, сам музей ещё не был до конца достроен, и диорама создавалась одновременно с его строительством.

Уже на заключительном этапе в 1985 году к работе над созданием диорамы были приглашены художники Ю. Н. Гариков и Л. В. Кабачек. Именно этот этап был наиболее сложным. В то время помещение не отапливалось. Для расписания верха холста работать было необходимо в люльке, поднимаясь под самый купол. Некоторые эпизоды приходилось переписывать по несколько раз, а многочисленные общественные просмотры создавали накалённую обстановку.