Протазанов, Яков Александрович


Я́ков Алекса́ндрович Протаза́нов (23 января [4 февраля1881, Москва — 8 августа 1945, Москва) — русский и советский кинорежиссёр, сценарист, актёр. Один из тех, кто стоял у истоков российского кинематографа. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935) и Узбекской ССР (1945).

Яков Протазанов родился в Москве в родовом имении Винокуровых. Был четвёртым ребёнком в купеческой семье. Прадед по отцу Яков Иванович Протазанов был родом из Бронниц, откуда переехал с семьёй в Киев и стал известным купцом, получив звание потомственного почётного гражданина[1].

Отец Александр Саввич служил в фирме известных русских промышленников братьев Шибаевых. Мать Елизавета Михайловна (в девичестве Винокурова) была коренной москвичкой, выпускницей Елизаветинского института благородных девиц. Большое влияние на Якова оказал его дядя Сергей Михайлович Винокуров, который увлекался театром, был дружен с семьёй Садовских, а под конец жизни сам стал актёром[2].

В 1900 году окончил Московское коммерческое училище и работал продавцом в московском АО «Шрадер и Ко». В 19041906 годах занимался самообразованием во Франции и Италии, где впервые познакомился с кинематографом[1]. В 1907 году пришёл на фирму «Глория» в качестве переводчика испанского кинооператора Сэрано. Затем работал на той же фирме помощником режиссёра у В. Гончарова[3].

В 1909 году поставил свой первый фильм «Бахчисарайский фонтан». В 1910 году «Глорию» выкупила компания «П. Тиман и Ф. Рейнгардт», которая вскоре заняла лидирующие позиции на отечественном кинорынке[4]. С тем же периодом связано восхождение Протазанова как одного из ведущих режиссёров страны.

Первые фильмы Протазанова — «Песня каторжанина», «Песнь о вещем Олеге» и «Анфиса» пользовались большим успехом. Критика того времени писала о фильме «Песнь о вещем Олеге»: картина «выдержана 〈…〉 какой-то особенно присущей пушкинскому стиху тональностью 〈…〉 в работе чувствуется 〈…〉 заметно прогрессирующее любовное отношение к русской истории 〈…〉 неподражаемы 〈…〉 сцена смерти Олега, снятая против солнца, удивляет глубиной рельефа фигур, а самый пейзаж — поэтической дымкой залитых светом берёзок». В фильме «Анфиса», по словам самого Протазанова, участие известных театральных актёров «задерживало применение средних и крупных планов».